Елена Сюндюкова
Консультация «Значение пальчиковых игр в развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Значение пальчиковых игр в развитие речи детей дошкольного возраста».
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
К таким заключениям люди пришли в процессе на работки опыта.
Публикация «Консультация „Значение пальчиковых игр в развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Пальчиковая гимнастика- это полезное занятие, которое проводится в игровой, увлекательно-полезной форме. Во время игры с пальчиками развивается, мозг, речь, фантазия, творческие способности. При работе с пальцами происходит расслабление не только рук, но также и всего тела, так же улучшается произношение звуков. По этому, чем лучше работают пальцы, тем лучше ребенок разговаривает. Это происходит потому, что развитие моторики рук откладывается в коре головного мозга и формирует становление речи.
По этому, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, отлично учился, быстро выполнял тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти.
Пальчиковые игры –это универсальный дидактический и развивающий материал. Смысл этих игр в том, что нервные окончания рук активизируют мозговую деятельность. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Во время пальчиковых игр мы подготавливаем руку ребенка к письму, развиваем моторику. Для развития речи в процессе этих игр надо использовать не большие стишки, считалки и песенки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Почему пальцы помогают говорить.
Основываясь, на проведенных опытах и обследований детей выявили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя, тонкую моторику и активизируем зоны, отвечающие за речь.
По этому, важно чаще заниматься с детьми пальчиковыми играми.
Когда начинать заниматься.
В развитии ребенка есть наиболее обучаемые периоды. От 1,5 до 3 лет перид развития речи. Именно в это время происходит овладевание основных норм родного языка.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев.
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей
Самое большое воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- помощь детям с задержкой в развитии речи;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников;
- тренировка внимания, пространственного мышления;
- воспитание эмоциональной выразительности.
Как играть в пальчиковые игры.
1. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
2. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
3. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.
6. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
7. Каждое игра имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
8. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
9. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми.
10. Очень чё тко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу. Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
11. Никогда не принуждать! Попытаться разобраться в причинах отказа или поменять игру.
Все упражнения можно условно разделить на группы:
• Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…», «Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», и т. д.
• Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются», «Распускается цветок» и т. д.
• Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
• Пальчиковые кинезиологические упражнения.
• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
• Театр в руке.
Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.