Надежда Горохова
Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие образного мышления и развития речи у детей.
Дидактические игры занимают большое место в жизни ребенка. Дидактические игры развивают всестороннее развитие дошкольников, являются методом обучения и самостоятельной деятельностью.
Публикация «Творческий отчет „Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Игры являются своеобразным средством обучения, отвечающие особенностям ребенка и дидактические игры, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Каждая игра должна быть полезна для развития детей и обязательно в игре должно быть наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей.
Я ставила следующие задачи:
Пополнять и активизировать словарь детей – это значительно повышает уровень речевого общения.
Активизировать употребление в речи названий предметов.
Звуковая культура речи.
Развивать связную речь и совершенствовать грамматический строй речи.
Дидактические игры, в отличии от других игр имеют определенные цели, развивают у детей умственные способности, развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, в дидактических играх уделяется внимание и развитию сенсорных способностей.
Из этого видно, что дидактические игры используются для всестороннего развития, но в моей работе главная цель – развитие речи.
Для проведения дидактических игр нужна хорошая подготовка. Игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.
Для каждой возрастной группы имеются определенные дидактические игры, их содержание определяется «Программой воспитания». Перед проведением игр необходимо ознакомится с методической литературой, которая помогает и учит, как правильно провести дидактическую игру.
В проведении игр нужно использовать хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух и речь должна быть эмоциональной и грамотной.
Для проведения игр в своей группе я создала благоприятную развивающую среду, которая направлена на развитие речевой деятельности у детей.
Важно помнить, что любая игра опирается на определенные знания, полученные во время занятий, бесед, наблюдений. Дидактические игры должны быть полезны для умственного развития детей и любая игра должна сочетаться с занимательностью, шуткой и юмором.
В первой младшей группе дети только начинают знакомство с дидактическими играми, они воспринимают все с интересом, им нравиться все яркое, красивое. Очень важно, при обучении детей играм, речь воспитателя была яркой, правильной. В раннем возрасте у детей происходят очень существенные изменения в их развитии, он обладает величайшим достоянием человека – речью.
Важно знать, что обучая детей дидактическим играм, сначала нужно детей многому научить в процессе повседневного общения с ними, во время режимных моментов, а также на прогулке, в играх.
В первой младшей группе с помощью дидактических игр речевое развитие происходит намного успешнее, потому что задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретении новых знаний.
С малышами я проводила игры «В гостях у куклы Маши», «Что привез мишутка», «Подбери посуду для куклы».
Во второй младшей группе дети играют уже совместно и выполняют определенные условия, действия и правила, дети приобрели первый жизненный опыт среди сверстников и умение действовать в играх, поэтому дидактическая игра становиться основной формой организации, при этом нужно всегда помнить об индивидуальном подходе к ребенку.
В этом возрасте дидактические игры развивают речь у детей лучше, чем в первой младшей группе, пополнился словарный запас, улучшилась связная речь, появилось умение правильно выражать свои мысли.
В этом возрасте дети учатся не только говорить, но и при рассматривании и знакомстве с предметами различают цвет, форму, величину.
Игры становятся интересными, потому что дети имеют возможность пробовать что – то на вкус, находят предметы на ощупь.
Дидактические игры во второй младшей группе дают детям возможность больше говорить, они направлены на развитие речи и построены с постепенным усложнением игровых и учебных задач, в их понятие входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произношение звуков, фраз, слов.
Дидактические игры использовала на занятиях по развитию речи «Что лишнее?», «Найди пару», «Собери цветок».
В средней группе у детей воспитывается устойчивый интерес к дидактическим играм, дети знакомятся с новыми играми, учатся исполнять роль ведущего. В ходе игр у детей продолжается развитие связной речи, улучшается грамматический строй. Для детей в возрасте от 4х до 5 лет характерна большая устойчивость внимания и желание играть с дидактическими играми.
Дети различают более сложные формы предметов, идет словарная работа, увеличивается запас слов.
Для этого возраста дидактические игры разнообразны, это разрезные картинки, кубики с несложным сюжетом, а также лото и домино.
Учитывая возрастные особенности детей, нужно отбирать дидактические игры, в которых закрепляются знания о свойствах предметов, дети учатся группировать предметы по качеству и по назначению. Игры помогают закреплять знания и умения, а также речь и в свободной деятельности.
В этом возрасте развитие речи у детей идет по нескольким направлениям это отработка артикуляции и развитие связной речи, то есть умение выразить свои мысли словами и формируется речевое мышление.
Проводила игры с детьми «А что потом», «Ботаническое лото», «Путешествие на поезде».
В старшей группе у детей достаточно большой полученный опыт, они самостоятельно выбирают игру, распределяют роль ведущего и могут самостоятельно играть.
В этом возрасте у дошкольников все игры направлены именно на задачи по развитию речи. Продолжается совершенствоваться речь, дети правильно воспроизводят звуки. В игре совершенствуется грамматический строй речи, дети правильно употребляют существительные, глаголы и упражняются в употреблении простых и сложных предложений.
Дидактические игры важны в воспитании и обучении детей, так как способствуют подготовке детей к школе. Они развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли. Игры можно использовать и на занятиях, и в свободной деятельности.
В старшей группе проводила игры «Магазин», «Транспорт», «Цепочка слов», «Радио», «Зоологическое лото».
Работа, проводимая в детском саду, должна находить продолжение и в семье.
Я проводила работу с родителями по организации дидактических игр с детьми в домашних условиях, вела с родителями беседы на темы: «Развиваем речевое общение с помощью дидактических игр», «Всестороннее развитие детей через дидактические игры».
Изготовила папки раскладушки на темы: «Развиваем речь детей», «Познавательные интересы». Важно помнить, что работа детского сада тесно связана с семьей и приносит положительные результаты, только при совместной работе.
Из опыта работы, видно, что дидактические игры в детском саду имеют большое значение в развитии детей. Они помогают детям, достигнуть высокие результаты в развитии речи и полностью справляются с их задачами.
Дидактические игры также влияют на всестороннее развитие детей. Через игры усваивают любой материал, у детей систематизируются знания о природе, о предметах окружающего мира. В игре воспитывается творчество, самостоятельность, формируются такие качества, как дружелюбие и дисциплинированность.
Литература.
1. А. К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». г. Москва 1991 год.
2. Д. В Менджерицкая «Воспитание детей в игре». Москва 1997год.
3. Д. В Менджерицкая «Воспитателю о детской игре». Москва 1982 год.
4. С. Л Новоселова «Игра дошкольника». Москва 1989 год