Елена Дербишева
Творческий отчет о проделанной работе по самообразованию «Знакомство детей дошкольного возраста с народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1: В этом учебном году основным направлением в работе музея «Русская изба» было внедрение мероприятий по активизации речевого развития детей средней группы.
Включение музея «Русская изба» в образовательное пространство обогатило развивающую речевую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открылись возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширились возможности подачи информации именно посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Публикация «Творческий отчет о проделанной работе по самообразованию „Знакомство детей дошкольного возраста с народным творчеством“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Слайд № 2: В этом учебном году мы решали следующие речевые задачи:
1. Формирование речевых навыков: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи.
2. Развитие психических процессов: слуховая, зрительная память, внимание, словесно-логическое мышление.
3. Развитие мелкой моторики рук, что является основой развития речевых процессов.
Слайд № 3: Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- проводить мероприятия разной направленности: НОД, развлечения, досуги и т. д. ;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей.
Подобрали дидактический материал:
1. Картотеки: русских народных игр и народов Южного Урала, потешек, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок.
2. Картотека игр по речевому развитию с использованием фольклора.
3. Наглядный материал для активизации речевого общения детей.
4. Изготовлен пальчиковый, настольный театр.
5. Пополнили книжный уголок русскими народными сказками, загадками.
Слайд № 4: Большое внимание в этом году уделялось народным драматическим играм.
В своей работе мы используем следующие методы: словесный, наглядный, практический.
Словесный метод: рассказы о народной игре, её правилах; объяснение значений старинных слов; беседы с элементами диалога; вопросы - ответы; заучивание текста народных игр.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций к играм; рассматривание предметов старинной утвари, мебели; рассматривание костюмов; показ презентаций.
Практический метод: проведение народных игр; изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм; проведение праздников и развлечений; консультации для родителей.
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется :
- знакомство с лучшими образцами народного игрового творчества;
- личный пример при разучивании игр;
- пример ребёнка при создании игрового образа;
- использование костюмов, атрибутов (в группе создана костюмерная русских народных костюмов на каждого ребенка и воспитателя).
Слайд № 5: Используя в работе музея малые формы фольклора: пестушки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные; позволило нам реализовать идеи «воспитания оптимистического мироощущения». Помимо названных жанров мы знакомили детей с докучными сказками, небылицами, загадками и пословицами.
Создали условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх.
Дети активно стали исполнять колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
Проводя досуги и другие мероприятия в «Русской избе», мы знакомили детей с небылицами докучными сказками как жанром фольклора, их назначением и особенностями.
Слайды № 6: Особенное внимание в работе по речевому развитию мы уделяем интеграции речевых задач во все виды детской деятельности детей.
Эту интеграцию мы применили в работе нашего музея «Русская изба», проводя непрерывную образовательную деятельность. В этом году мы провели следующие НОД с интеграциями разных областей развития:
«Путешествие в Кукляндию» : Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественное творчество, Развитие игровой деятельности.
Слайд № 7: «В гости к Зимушке-Зиме» : Познавательное развитие, Речевое развитие, Развитие игровой деятельности.
Слайд № 8: «В гости к самовару» : Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.
Слайд № 9: «В гости к бабушке Варваре» : Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественное творчество, Физическая культура.
Слайд № 10: В педагогической работе мы также используем интеграцию игр на основе народного фольклора в календарно-тематическом планировании.
Слайд № 11: Таким образом, проведенные нами мероприятия по внедрению в практику речевой работы музея «Русская изба» позволило добиться качественного улучшения речевого развития детей :
1. У детей появился активный интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.
2. Сформировалось понимание основного содержания фольклорных произведений.
3. Сформировалось представления об отличительных особенностях (назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.
4. Сформировались умения выделять выразительные средства фольклорных произведений (сравнения, эпитеты, олицетворения).
5. Активно развивается эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
6. Активно развиваются творческие способности детей (придумывание колыбельных, небылиц, дразнилок).
7. Активно развиваются исполнительские умения детей на материале фольклорных произведений.
8. У детей появились умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
9. Обогатилась речь детей лексикой фольклорных произведений.