Елена Астахова
Консультация «Звуковой анализ слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Звуковой анализ слова».
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Каждый из нас помнит «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.
Публикация «Консультация „Звуковой анализ слова“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Темочки
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове).
Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Нужно помнить, что:
1. Звук – это то, что мы слышим и произносим.
2. Буквы – это то, что мы видим и пишем.
3. Звук на письме обозначается буквой.
Звук может находится в 3-х положениях в слове : в начале, середине и конце.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков : А, У, О, И, Э, Ы.
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я - [йа], Ю - [йу], Е - [йэ], Ё -[йо]. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).
Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Твердость и мягкость согласных определяется на слух. Согласные звуки могут быть твердыми, если после них стоят гласные А, У, О, Э, Ы и мягкими, если после них стоят И, Е, Ё, Ю, Я.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки, обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове : выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК» ребё нок должен произнести его три раза: «ЖЖук», «жУУк», «жуК». Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.
Дети не могут овладеть звуковым анализом только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели.
Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребёнок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которое последовательно заполняется фишками. Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность.
После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша, потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком.
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа : выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова, полный звуковой анализ.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.
Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове «дом» три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова. Показываем, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давайте будем эти звуки искать. Произнесите слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук". "Какой первый звук?" - "Д".
1. Выделим голосом первый звук :
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук :
до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку : Д О М.
Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.