Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома». О значении игры в развитии ребенка

Елена Дон
Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома». О значении игры в развитии ребенка

Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома»

Цель. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой воспитания детей; приобщить к игре ребенка в условиях семьи.

Присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения, подключиться к дискуссии, проанализировать ситуации, выслушать мнение специалистов, сделать собственные выводы.

Вопросы, предлагаемые на занятии:

Задумывались ли вы, почему дети любят играть?

Что дает игра ребенку?

Помните, во что играли вы в своем детстве? (Предложить перечислить игры.)

Вступительное слово педагога. Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна — это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и делает кирпичи.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого используются предметы?

Вы, наверное, сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности — верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам — настоящий капитан или летчик. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другой вид деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляя над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Для детей конца второго — начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отображает знакомые сюжетные и передает смысловые связи между предметами. Наблюдали ли вы такие проявления игры у своего ребенка? Вы, наверное, обращали внимание на то, что ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Это является нормальным, так ребенок присваивает общественно-исторический опыт.

Новый год — это семейный праздник. Введите в традицию семьей украшать дом к этому дню. Можно организовать совместное изготовление елочных игрушек, украшений. Например, слепить из ваты снеговика и поставить его под елку. Из цветной блестящей бумаги склеить гирлянду на окно. При совместном творчестве обязательно проговаривайте все действия, говорите ребенку, что без его участия у вас бы ничего не получилось.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. А еще очень важно и необходимо обучать детей способам игрового отображения действительности. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то несомненно у ребенка разовьется игровая деятельность.

Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка. Можно формировать у ребенка игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел.

На занятии родителям можно предложить проиграть повседневные ситуации.

Рисование ладошками пальчиковыми красками

Одну ладошку накрасить краской поролоновым тампоном. Сделать отпечаток на большом ватмане.

Мытье рук с потешкой

Перед каждым родителем таз с водой, мыло, полотенце. Показать, как можно интересно мыть руки с ребенком. Читать потешку и поочередно выполнять необходимые действия.

Водичка, водичка,

Помой наши ручки.

Чтоб ноготочки блестели,

Чтоб ладошки краснели.

Игры, в которые можно поиграть дома родителям

и детям

Игра «Найди самый красивый лист

Ребенок вместе со своими родными на прогулке по осеннему парку выбирает понравившиеся листья разных деревьев среди других листьев.

Совместная творческая работа «Осенний ковер»

Взять гуашевые краски красного, желтого, оранжевого цветов, заранее приготовленные сухие листья деревьев. Обмакивать листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе бумаги. Дать подсохнуть, затем приклеить к получившимся листьям черенки от настоящих листьев.

Массаж

По вечерам мы часто беседуем с ребенком, обсуждаем события дня, читаем. Однако бывает, что малышу недостаточно такого общения — он хочет чувствовать ваши прикосновения. Мягкий, ласковый массаж поможет ему успокоиться, особенно если при этом еще и рассказывают сказку или тихо напевают песенку.

Начните массаж со ступней (если только ребенок не боится щекотки, предложив ему расслабиться и закрыть глазки. Помассируйте ноги в области икры, после чего у него должны расслабиться мышцы ног, а затем то же самое проделайте с руками малыша. Потом попросите ребенка расслабить плечи и мягко помассируйте их. По завершении перейдите к шее и, наконец, к голове. Делайте это при слабом освещении.

Беседа у телевизора

Обращали вы внимание на то, каким образом родители используют телевизор? Для большинства из них — это способ занять ребенка, когда нужно делать свои дела.

Однако телевизионные передачи предоставляют нам хорошую возможность для общения с ребенком. Хотя бы раз в неделю посмотрите с ребенком его любимую передачу. Обнявшись, удобно устраивайтесь на кушетке на полу, в кресле и смотрите передачу, при этом обсуждая ее. Пусть кто-нибудь другой из членов семьи отвечает на звонки и улаживает домашние дела. Относитесь к этому вечернему ритуалу серьезно и с полным вниманием, тогда ребенок поймет, что он много для вас значит.

Игра «Угадай, что за овощ или фрукт»

На блюдце выкладываются кусочки разных фруктов или овощей, отличающихся по вкусу. Ребенок закрывает глаза, а взрослый кладет ему в рот кусочек. Ребенку надо угадать, что это за овощ или фрукт. Начать игру с двух кусочков, затем увеличивать количество.

Игра «Принеси предмет щипцами»

Разложите на кухне несколько тарелок. Поставьте одну на стол, другую на пол, третью на стул и т. д. В каждую из них, кроме одной, поместите какой-нибудь предмет (кубик, катушку, батарейку и т. д.). Дайте ребенку щипцы и объясните, что цель игры состоит в том, чтобы с их помощью перенести все предметы в пустую тарелку. Проследите, сможет ли ребенок сделать это, ничего не уронив.

Игра «Меткий глаз»

Нарисуйте мелом на стене 2—3 круга или квадрата. Малыш должен постараться попасть мячиком в каждый из них. В эту игру лучше играть всем вместе; каждый по очереди пытается попасть в мишень.

Играем с мячом

Игра в ванной с маленьким надувным мячиком. Малыш сидит в воде и бросает мяч маме, мама в свою очередь ребенку. Мяч можно толкать рукой по воде. Всю игру взрослый сопровождает рассказом о том, что мяч в воде не тонет, и аккуратно обливает ребенка водой.

Массаж

Перед тем как искупать ребенка, можно сделать вместе массаж мячиками-ежиками. В руках у ребенка мяч, и в руках у мамы тоже. Мама массажирует одну ножку. Ребенок — другую ножку. Затем помассировать руки.

Игра «Волшебный ковер»

Выберите в комнате место, где было бы удобно рассказывать забавные истории. Положите там маленький плед и назовите его волшебным ковром. Сядьте на него вместе с ребенком. Пусть малыш закроет глаза, а вы тем временем начинаете забавную историю. Начните со слов: «Сегодня вечером наш ковер-самолет полетит.» После этого ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направится волшебный ковер. Это может быть Африка, Марс, зоопарк и т. д. Пусть ребенок фантазирует сам (вы помогаете, только когда это необходимо). Сделайте так, чтобы волшебный ковер опустился прямо в кровать, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия.

Воспоминания

Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, бабушек, дедушек, дядей и теть. Как-нибудь вечером откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки.

Игра «Накрываем на стол»

Предложите ребенку накрыть на стол, разложив продукты в тарелочки разных размеров: яблоки в большую, мандарины в среднюю, конфеты в маленькую и т. д.

Можете также сервировать кукольный стол, используя разную и одинаковую посуду. Обговаривая сервировку стола, используйте слова: такая же, одинаковая, большая, маленькая, средняя, больше, меньше.

Игры с песком «Печем пироги»

На прогулке, играя в песочнице, предложить ребенку «испечь пироги» с разной начинкой, используя для этого природный материал

Игра «Идет бычок, качается»

Идет бычок, качается, Взрослый раскачивает ребенка, лежащего

на кровати, из стороны в сторону.

Вздыхает на ходу: Взрослый показывает, а ребенок повторяет

за ним любое упражнение на дыхание.

«Ой, доска кончается, Взрослый за ручки приподнимает ребенка

до положения сидя, затем им тирует

падение.

Сейчас я упаду!» Взрослый может взять ребенка на руки

и поставить на пол.

Игра «Собери палочки»

Возьмите десять палочек от мороженого или пластмассовые соломинки. Ребенок держит их в руке, затем отпускает, и они падают на стол. Малыш должен осторожно собрать их по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если он сдвинет хотя бы одну, игра заканчивается. Подсчитайте, сколько палочек он может собрать за один раз и сколько попыток должен сделать, чтобы собрать все. Теперь ваша очередь играть.

Игра «Тонет или плывет»

Предложите вашему малышу выкупать в ванне несколько игрушек. Пусть он опустит игрушки в воду и разделит их на плавающие и тонущие. Если малышу понравилось играть с плавающими игрушками, позвольте ему выбрать несколько предметов на кухне, которые можно взять в ванну и там их «рассортировать».

Зимой на улице можно придумать много разных развлечений. Самое главное в играх — это участие всей семьи. Можно построить снежные крепости и устроить снежную битву. Бросаться снежками. Одно из самых интересных развлечений — это лепка снеговика. Необходимо вынести на улицу морковку, краски и кисть. Вместе с ребенком лепить комки разной величины. Обязательно разговаривать о том, что вы делаете. Наслаждайтесь вместе со всеми процессом игры, и вы «заразите» вашим настроением своего малыша. И в следующий раз на прогулке ваш ребенок попросит поиграть с ним.

Игра «Догонялки в лабиринте»

Ребенок бегает по заранее сделанному из снега лабиринту.

Игра «Покормим птиц»

Соорудите кормушку для птиц. Повесьте кормушку у подъезда, на уровне роста ребенка. Когда выходите гулять, проверяйте вместе с ребенком, закончился корм или нет. Выносите на улицу хлеб, семечки. Пусть малыш насыплет их в кормушку. Отойдите вместе в сторону и понаблюдайте, как прилетят птицы и будут есть.

Игра «Хвостики»

Детям вместе с родителями можно поиграть в тигрят (лисичек, волчат). Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф или ленту. Ребенок сам выбирает понравившийся шарф или ленту, который привязывается взрослым к поясу ребенка. Взрослый предлагает всем участникам игры встать на четвереньки и побегать по комнате, как тигрята, при этом стараясь поймать друг друга за «хвостик».

Варианты игры могут быть разными. Например, все одновременно могут бегать друг за другом, можно бегать за одним из членов семьи, сначала могут ловить тигрят только взрослые, а затем только ребенок.

Игра «Зайчики и слоники»

Взрослый говорит: «Мы будем с тобой зайками-трусишками. Когда зайка чего-то боится, он дрожит. Вот так». Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся. Ребенок и взрослый изображают испуганного зайку вместе.

Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребенок вместе показывают, как ходят большие и бесстрашные слоны.

Игра «Отпечатки»

Пусть ребенок соберет небольшие предметы разной формы — для начала подойдут кусочек губки, крышка от бутылки, несколько ластиков. Теперь надо обмакнуть предмет в краску, а затем использовать это как штамп, оставляющий отпечатки на бумаге. Пусть ребенок проделает это с разными предметами на одном листе бумаги по нескольку раз. После того как он испробует для этой цели каждый из них, возьмите новые. Приложив к бумаге выкрашенную половину картофелины с вырезанными в ней дырочками и бороздками, можно увидеть интересный узор.

Игра «Поделки из скрепок»

Из канцелярских скрепок получаются прекрасные игрушки. Еще лучше, если у вас есть цветные скрепки. Покажите ребенку, как, соединяя их друг с другом, можно смастерить ожерелье для себя, сестры, бабушки или своей подруги.

Скрепки — отличный строительный материал для игрушечных трасс и шоссе, по которым проносятся машины из спичечных коробков. Возьмите ластики и соедините их распрямленными скрепками, на полу клейкой лентой обозначьте дорогу, и ваша трасса готова.

Пальчиковая игра «Лодочка»

Мама делает из ладошки лодочку, ребенок свой указательный пальчик старается поставить в лодочку, но так чтобы она не закрылась. Цель игры не быть пойманным. Потом мама и ребенок меняются ролями.

Упражнение «Пчелка»

Ребенку можно рассказать о полезных свойствах меда. Откуда берется мед? Кто его добывает? И поиграть с игрушкой-пчелкой. Ребенок сидит ровно на стульчике, у мамы в руках «пчелка» на ниточке. Нужно сфокусировать взгляд на пролетающей медленно пчелке. Она летит вправо, затем влево. Летает по кругу. Садится на нос.

Игра «Жук». Профилактика и коррекция нарушений зрения

В домик к нам жук влетел,

Зажужжжал он и запел: «Ж-Ж-Ж!»

Вот он вправо полетел — Проследить взглядом.

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел — Проследить взглядом.

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть. Прогнать ладошкой.

Жук наш приземлился,

Жужжа, закружился:

Жук, вот правая ладошка, Жука посадить на ладошку.

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел и на потолок Взгляд вверх.

присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Безопасность вашего ребенка дома и за его пределами» Консультация для родителей: «Безопасность вашего ребенка дома и за его пределами» Ребенок готов познавать мир каждую секунду. Когда ребенок.

Консультация для родителей «О значении игры в подготовке к школе» Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных курсах. Она формируется постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома» Тема:"Чем занять ребенка дома". Уважаемые родители! Вечера будних дней и выходные в жизни вашего ребенка всецело принадлежат вам, самым.

Консультация для родителей «Чем и как занять ребенка дома» Большинство родителей играют дома вместе со своими детьми в сюжетно- ролевые игры. Данный материал, в виде консультации- презентации, расширит.

Консультация для родителей «Чем интересно увлечь ребенка дома» Самая главная мечта в жизни огромного количества женщин-это желание стать мамой. Большинство из них изучает различную литературу о том как.

Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста» Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь,.

Консультация для родителей «Как играть с ребенком дома» Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ познания окружающего. Игра для ребенка вдвойне интересней,.

Консультация для родителей «Учимся играть с детьми и выбирать игрушки» Цель: повышение - педагогической компетенции родителей. Задачи: Обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей; Заинтересовать.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Здоровье, гигиена
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома». О значении игры в развитии ребенка
Опубликовано: 16 января 2018 в 12:38
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,...
Изготовление стенгазеты «Лето, ах лето!» в старшей группе
Лето - это маленькая жизнь. Лето - отличное время для различных творений. Вот только что делать, когда за окном дождливая погода и нельзя идти на улицу? Мы...
Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в поезде»
Сюжетно-ролевая игра: «Как вести себя в поезде». Цель: Создание социальной ситуации развития представлений о правилах безопасного поведения в транспорте....
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у сказочницы»
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у сказочницы». Цель:  привить детям чувство любви к русскому фольклору через...
Экологическая сказка «Лесная нимфа и девочка»
В маленьком городке Старый Оскол жила была девочка по имени Соня. Она училась в седьмом классе. Девочка эта была лентяйкой, не хотела учиться, не...