МААМ-картинки

Консультативный пункт для родителей «С детьми играем — память развиваем»

Громоляк Ирина Стефановна
Консультативный пункт для родителей «С детьми играем — память развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультативный пункт для родителей

Тема: «С детьми играем – память развиваем»

Практические советы по развитию памяти в домашних условиях

Цель: познакомить родителей со способами и приемами развития

произвольной памяти дошкольников.

Содержание:

1. Особенности памяти дошкольников.

2. Как можно развивать произвольную память в домашних условиях.

Публикация «Консультативный пункт для родителей „С детьми играем — память развиваем“» размещена в разделах

3. Развитие осязательной памяти у детей с нарушением зрения.

Дошкольное детство — особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, вспоминая что-то из своего жизненного багажа.

Уважаемые родители!

- Кого вы считаете главным воспитателем ребенка – себя или педагога в детском саду?

- Считаете ли вы нужным заниматься с ребенком дома или достаточно занятий в детском саду?

- Если ребенок просит вас поиграть с ним, то что чаще всего слышит в ответ?

- Какого принципа вы придерживаетесь при покупке новой игры (игрушки?

(Ответы родителей)

Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно. Он запоминает, не желая того. Дошкольный период — это эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.

К концу дошкольного возраста у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение. У ребенка возникает произвольное внимание и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания — это главное достижение дошкольного периода.

Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Поэтому можно сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, ведь это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью.

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Уважаемые родители! Для того чтобы работа по развитию памяти была успешной, необходимо использовать специальные игровые задания. Хочу предложить вашему вниманию некоторые игровые упражнения, которые помогут развивать память вашего ребенка в домашних условиях.

Игра «Гуляем по зоопарку»

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением разных животных. Для усложнения задания можно использовать силуэтные и контурные изображения.

Ход игры:

Пусть ребенок закроет глаза и представит, что он гуляет по зоопарку.

«Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я назвала».

Медведь, лось, волк, тигр, крокодил, лиса, слон…

Задание 1. Перечисли всех животных, которых увидел в зоопарке.

Задание 2. Внимательно посмотри на рисунки и покажи животных, которых я

назвала.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Игра «Гуляем по лесу»

Для игры нужны картинки с изображением птиц.

Ход игры:

Представь, что мы уже в лесу. Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я назвала:

Воробей, сорока, ворона, ласточка, дрозд, синица…

Задание 1. Назови всех птиц, каких ты запомнил.

(Для выполнения этого задания используются карточками с изображением птиц).

Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были вызваны в начале игры.

Игра в слова[/b]

Вариант 1.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Повтори!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы?

На какие группы ты бы разделил эти слова?

(Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели»).

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Вариант 2.

Слова для запоминания:

Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, ваза, слива.

Вариант 3.

Трамвай, нож, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

Задания те же:

- воспроизведи все слова;

- раздели на группы по одному общему признаку;

-запомни и воспроизведи.

Проанализируйте игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка. В тех случаях, если ребенок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребенка опосредованной или культурной памяти.

Часто наши дети из-за плохого зрения не могут получить полную информацию об окружающем мире. В этом им помогают такие сохранные анализаторы — слух, обоняние, осязание. Эти анализаторы также необходимо развивать. И делать это лучше с помощью игровых упражнений. Вот примерные игровые упражнения для развития осязательной памяти.

Развитие осязательной памяти

Вариант 1:

Вырежьте из твердой бумаги или картона несколько произвольных фигур.

Задание 1. Закрой глаза и ощупай эту фигуру.

Задание 2. Расскажи, что ты чувствуешь. Как ты думаешь, как выглядит эта фигура?

Задание 3. Фигура убирается, а ребенка просят нарисовать по памяти то, что он запомнил: «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках».

Вариант 2:

Вырежьте из твердой бумаги или картона несколько знакомых ребенку геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб). Задание 1. Сначала необходимо обсудить с ребенком то, как называются эти фигуры.

Если ребенок не знаком с названиями, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, если вы совместно придумаете подходящие для этих фигур названия.

Например, круг — это солнышко, треугольник — домик, квадрат — окно, прямоугольник — шкаф. Вариантов может быть много, но, в конце концов, надо остановиться на том варианте, который выберет ребенок.

Задание 2. Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры в определенном порядке.

- «Постарайся запомнить фигуры, которые ощупываешь».

Задание 3. Расскажи по порядку, какая была первая фигура, какая — вторая и т. д.

Задание 4. После того, как ребенок научится запоминать последовательность фигур, можно перейти к изучению их правильных названий. Желательно, чтобы в процессе этой работы обсуждались не только определения, но и признаки этих геометрических фигур.

Круг, треугольник, квадрат.

Ход игры.

Необходимо вырезать из твердой бумаги плоскостные геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат и разделить их на несколько частей.

Задание 1. Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше.

Задание 2. Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем треугольник и квадрат.

Такого рода играми можно заниматься в любой обстановке. Они развивают не только осязательную, но и эмоциональную память. Поиграв с ребенком в эти игры, вы узнаете, какого рода информацию ваш ребенок запоминает лучше, а какую с трудом, с помощью подсказок. Поэтому будете знать, на что обязательно надо обратить внимание. Процесс обучения всегда должен быть творческим. Поэтому фантазируйте – придумывайте свои игры, используйте подручный материал и каждую минуту для того, чтобы еще раз убедиться в народной мудрости «Что посеешь – то и пожнешь».

Успехов вам и вашим детям!

В конце встречи родителям предлагается буклет с вариантами игр, развивающих разные виды памяти дошкольника.

Публикации по теме:

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями старших дошкольников логопедической группы на первое полугодие Сентябрь 1. Индивидуальные беседы. Цель. Ознакомить с результатами обследования; 2. Анкетирование родителей. Цель. Уточнить анкетные данные. Определить.

Планирование работы логопеда с родителями в подготовительной группе ДОУ Сентябрь (1-2 неделя) Форма работы:Анкетирование Тематика: «Мы и наши дети» Цели и задачи: - Сбор анамнестических данных; - Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультативный пункт для родителей «С детьми играем — память развиваем»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 20:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультативный пункт для родителей «С детьми играем — память развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем Громоляк Ирина Стефановна (УИ 151678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД