Татьяна Лунегова
Контроль, как инструмент управления, стимулирующий творчество и прогресс.
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый руководитель задается вопросом – как разработать оптимальную систему управления? Как сделать так, чтобы образовательное учреждение функционировало и развивалось, управленческие решения принимались и выполнялись четко и в срок, образовательный процесс давал хорошие результаты, а работники слаженно и без дополнительных указаний выполняли свои должностные обязанности, да еще и проявляли инициативу? Задача довольно сложная!
Публикация «Контроль, как инструмент управления, стимулирующий творчество и прогресс,» размещена в разделах
Большинство руководителей пытаются найти именно для себя, именно для своего учреждения наиболее оптимальный вариант. Невозможно одну, пусть самую замечательную, систему управления внедрить во все учреждения.
Наука об управлении, интегрируя все функции, не имеет единства в определении их перечня. Тем не менее большинство авторов основными считают планирование, организацию, контроль и анализ.
Масштаб преобразований и длительность модернизации дошкольного образования требуют корректировки управляющих воздействий в целях обеспечения системности и систематичности в достижении качества образования.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя. Невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателей, хотя в ходе ее приходится решать и эти проблемы.
Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала. Иногда руководителем проводится огромная методическая работа, а результата как такового нет: педагоги не хотят заниматься инновационной деятельностью, качество образования оставляет желать лучшего.
Чем же объяснить все эти проблемы?
Центральным звеном управления в дошкольном образовании является педагогическое взаимодействие. Оно позволяет стабилизировать развивающую среду в целях обеспечения качества образования.
В условиях многоцелевой деятельности детского сада необходимо четко определять главные и второстепенные цели. Вовлечение всех участников образовательного процесса в процедуру постановки цели обеспечивает самый высокий уровень мотивации.
Мотивация – это самая сложная проблема, по-моему, с которой приходится работать, но и самая интересная.
Руководителя необходимо замотивировать на осуществление действенного, приносящего результаты контроля; воспитателя – на деятельность, повышающую качество образования дошкольников; дошкольников – на получение новых знаний.
Есть притча: «Однажды шел по лесу мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее.» - посоветовал мудрец. «Не мешай мне, мне некогда, мне работать нужно!» - ответил упрямый лесоруб.» Эта притча о многом говорит.
Начиная любую деятельность, нужно ставить перед собой цель : что я хочу получить, чего хочу добиться и как достичь нужного результата меньшими затратами, т. е. более эффективно. Не должно быть деятельности ради деятельности, не нужно контролировать кого- либо только потому, что это входит в наши обязанности. Любой контроль должен преследовать какую-то цель.
Проанализировав ситуацию в своем детском саду, я пришла к выводу,что необходимо так выстроить управленческую деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала педагогов; чтобы контроль, как одна из функций управления, стимулировал творчество и прогресс всех участников образовательного процесса.
Необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников.
Чтобы повысить качество образования в детском саду, я обозначила цель: оптимизация деятельности коллектива по повышению качества образования.
Задачи:
1. Изучение результатов деятельности педагогов;
2. Осуществление необходимых корректировок
3. Рефлексия.
Предполагаемый результат: осуществление постоянной открытой двухсторонней связи.
Контроль по мнению Н. В. Шубина – это всестороннее изучение учебно-воспитательного процесса в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами.
В. А. Якунина считает, что контроль призван обеспечить обратную связь.
Ю. А. Конаржевский отмечает, что контроль – это механизм выявления и оценивания результатов; он подчеркивает, что «контроль, отвечая на два вопроса: «что» и «как» является главным, основным каналом сбора информации.»
По мнению В. П. Стрекозина, действенность контроля зависит главным образом от теоретического и методического уровня, на котором он проводится; оттого, как проанализированы результаты.
Умение контролировать - такое же искусство, как, скажем, умение принимать решения.
Что такое контроль? Это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контроль, как инструмент управления стимулирует творчество и прогресс сотрудников. Контроль- это услуга, которую руководитель должен оказывать своим подчиненным, ведь это стремление к признанию результатов труда, стремление к уверенной, безошибочной работе. Для того, чтобы цели были достигнуты в срок и качественно, соответствовали предъявляемым требованиям, необходим постоянный процесс наблюдения.
Контроль помогает вовремя осуществить необходимые корректировки
Контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса (он должен быть не излишний и не недостаточный; регулярный).
Помощь воспитателям в организации занятий, их посещение и анализ- основная часть работы руководителя
Организация педагогического процесса немыслима без целого ряда факторов. К ним относятся методическое обеспечение, техническое оснащение, планирование, уровень и рост педагогической культуры, профессионального мастерства воспитателей. Именно от руководителя зависит, чтобы все эти факторы действовали.
Сначала следует определить алгоритм функции контроля :
цель контроля;
объект контроля;
планирование контроля;
сбор информации;
анализ изученного;
рекомендации и пути исправления указанных недостатков;
проверка исполнения рекомендаций.
При составлении плана работы на учебный год, я продумываю содержание и время проведения тематического контроля. Обычно, это четыре темы на год, которые перекликаются с темами педсоветов.
Причем, прописываю я их детально. Указываю сроки, программу контроля.
В начале каждого месяца, вместе с планом работы в методическом кабинете вывешиваю тему, программу контроля на данный период времени.
Такие виды контроля, как ведение документации, выполнение режимных моментов, организация питания, закаливание и т. д., я оформляю в виде циклограммы.
Контроль за организацией воспитательно-образовательного процесса планирую на каждую неделю.
При осуществлении контроля очень важно учитывать личность педагога, поэтому в начале каждого учебного года провожу анкетирование воспитателей.
Цель анкетирования: выявить отношение педагогов к воспитательно-образовательному процессу, к самой процедуре контроля; определить педагогическую позицию воспитателей.
Не менее важно контроль организовать.
Во-первых, никогда не забываю о негативных сторонах контроля. Стараюсь организовать его правильно, чтобы педагоги не нервничали, не теряли уверенности в себе.
Во-вторых, никогда не контролирую бесцельно. При организации любой контрольной деятельности довожу до воспитателя ее цель.
В третьих, контролирую регулярно, а не от случая к случаю. Недостаточный контроль расхолаживает всех участников воспитательно-образовательного процесса, а излишний – создает напряженность в коллективе.
Для фиксации результатов контроля использую следующие карты анализа:
1. Организация прогулок;
2. Организация наблюдений в природе;
3. Контроль питания;
4. Проведение утренней гимнастики;
5. Организация сна;
6. Организация закаливания;
7. Сформированность навыков этических представлений у детей;
8. Уровень проведения НОД (на каждый вид занятий разработана своя карта анализа, отражающая специфику определенного раздела программы.);
9. Планирование работы с родителями;
10. Воспитательно-образовательная работа в группе раннего возраста;
11. Анализ музыкального праздника, музыкального занятия;
12. Анализ просмотра игровой деятельности (на каждый вид игры – своя карта анализа);
13. Оценка развивающей среды и т. д.
Результаты любой контрольной деятельности анализирую, обрабатываю результаты и оформляю в виде аналитических справок.
В справке указываю:
*что проверялось;
*в какое время;
*цель проверки;
*формулирую выводы;
*даю рекомендации.
Со справкой знакомлю педагогов под роспись. В зависимости от цели контроля справки зачитываются или на педсовете, или на Совете при директоре, или обсуждаются с руководителями пищеблока (если справка по питанию) и т. д.
По всем справкам выносится управленческое решение, все рекомендации ставятся на контроль.
Всю документацию по теме «Контроль» размещаю в папках:
Карты наблюдений за деятельностью воспитателей и детей;
Контроль проведения НОД в детском саду;
Тематический контроль по игровой деятельности;
План и контроль (на месяц);
Внутренняя аналитическая информация на основе справок и т. д.
Три раза в год в нашем детском саду проводится мониторинговые исследования – в начале учебного года, в середине и в конце.
Воспитатели заполняют диагностические карты по каждому разделу программы, я их обрабатываю, составляю диаграммы.
На педсоветах материалы мониторинга обсуждаются, просматривается – есть ли положительная динамика, делаются выводы.
Контроль – помогает измерить и оценить то, что достигнуто коллективом; сравнить достигнутое с ожидаемым результатом.
Он помогает выявить и обобщить передовой педагогический опыт. Помогает увидеть недостатки. Только осуществляя контроль, можно, сравнив имеющееся с желаемым, провести коррекцию и устранить недостатки.
Контрольно – аналитическая деятельность способствует мотивации педагогов на повышение качества образования, развивает креативность.
Таким образом, контроль необходим – это неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса.
Систематизировав работу по контрольно-аналитической деятельности, я достигла определенных результатов:
1. Педагоги работают в режиме развития, все владеют ИКТ – технологиями, занимаются исследовательской деятельностью;
2. Педагоги участвуют в районных конкурсах методических пособий и дидактических средств обучения
3. Педагогами обобщен опыт работы по темам:
«Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»;
«Работа с родителями по половому воспитанию детей дошкольного возраста».
«Мелкая моторика и развитие речи детей» и др.
4. Много внимания наш педагогический коллектив уделяет разработке и реализации проектов.
Это такие проекты как: «Деревья родного края», «Наш любимый детский сад»-по благоустройству, «Детский сад – дом мечты, а мечту своими руками», «Улица на которой я живу» и др.
5. Воспитатель нашего детского сада Светлакова Татьяна Анатольевна стала обладателем Диплома I степени на межшкольном конкурсе «Учитель года 2013» и ей рекомендовали принять участие в районном конкурсе.