Анна Кожевникова
Коррекция мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики- повышение эффективности педагогического воздействия на детей с нарушениями интеллекта, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной, речевой, моторной деятельности и включение в социальную среду полноправными членами общества. Положение о том, что динамика развития детей с проблемами в обучении подчиняется общим законам психического развития (Л. С. Выготский, В. Г. Дульнев, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Н. Г. Морозова, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др., дает основание для оптимистической оценки результатов коррекционно-педагогического воздействия, что обеспечивает основу для их социальной и трудовой адаптации.
Публикация «Коррекция мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе ручного труда» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Легкие нарушения развития в интеллектуальной сфере маскируются возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения. Вот почему так важно обращать внимание на нарушения в развитии ребенка с самого раннего дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Одним из наиболее важных направлений в ней является развитие общей и мелкой моторики.
Е. А. Стребелева моторику определяет как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку, Галкина Г. Г. мелкую моторику определяет как развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды.
И. А. Грошенков, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова и др. отмечают, что детям с нарушениями интеллекта свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев вместе со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Важным средством развития мелкой моторики и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд с детьми нарушениями интеллекта.
Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе работы участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы : дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации ребёнка.
По мнению А. А. Катаевой, возникновение трудовой деятельности играет большую роль в освоении ребенком опыта действий с предметами, способствующего выделению их свойств и отношений, пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий, т. е. способствует формированию широкой ориентировки в окружающем предметном мире, формированию зрительно-двигательной координации и оказывает огромное влияние на развитие крупной и мелкой (ручной) моторики, согласованности действий обеих рук
Нарушения развития моторной сферы ребенка преодолеваются и корригируются тем успешнее, чем раньше оказывается детям педагогическая помощь.
Под коррекцией недостатков психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта понимается исправление или ослабление недостатков в развитии и содействие возможно большему приближению к норме.
Коррекционная работа с младшими дошкольниками рекомендуют проводить во вторую половину дня, длительность занятий 15 мин. Предлагаемые занятия по ручному труду рассчитаны на детей 3-4 лет.
Для развития мелкой моторики рук, перед началом занятия, используют упражнение для самомассажа. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу. Есть несколько видов самомассажа:
Самомассаж подушечек пальцев
Упражнение сопровождается чтением стихов
Самомассаж с предметами и без предметов
Целенаправленная коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является важным начальным этапом подготовки детей к школьному обучению. На коррекционных занятиях учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности.
Разнообразный и посильный ручной труд детей, а также различные наблюдения и опыты с природным материалом способствуют углублению и систематизированию знаний детей о ближайшем окружении, формированию общего представления и простейших житейских понятий о мире и конечно развитию мелкой моторики рук. Мыслительные действия формируются на основе практических, переводятся во внутренний план (оперирования представлениями).
В конце работы ребёнок получает конкретный вещественный результат - создаётся благоприятная обстановка учить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом.
Сначала с детьми перед началом оценки их работ повторяются правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения проверяли свои работы и оценивали свою работу: правильно, неточно, неправильно. Так постепенно ребенок, в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом.
Результаты показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через разнообразные игры, упражнения, задания привела к значительному росту ручной умелости детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. У детей повышается интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами.
Таким образом, можно утверждать эффективность занятий по ручному труду в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Список литературы
1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : Уч. пособие для ст-в высш. уч. зав-й /Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - М. :Акад. проект, 2005.-240с.
2. Гаврилушина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей [Текст] :Кн. для учителя/О. П. Гаврилушкина. – М. : Просвещение, 1991. - 94с.
3. Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей [Текст]/Г. Г. Галкина, Т. И. Дубровина. – М. : Гном и Д, 2006. – 40 с.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В. С. Мухина. – М. : ACADEMIA., 2005. -453 с.