Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования

Наталья Кочетова
Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования

Древняя китайская пословица гласит:

«Ты можешь стать умнее тремя способами:

путем опыта – это самый горький путь;

путем подражания – это самый легкий путь;

путем размышления – это самый благородный путь».

Наш детский сад прошел, пожалуй, по всем трем путям и понял, что путь подражания не для нас. Мы не ищем легкой жизни, мы размышляем и накапливаем опыт. По пути опыта и размышлений, думаю, идут сегодня те детские сады, которые работают в режиме инновации и развития. Путь опыта наш, потому что мы одни из первых в городе начали эту нелегкую работу, с детьми с особенными возможностями здоровья. И трудностей и проблем у нас было и есть не мало.

Путь размышлений, потому что без этого невозможно выбрать и применить те способы работы с такими детьми, которые помогли бы им в дальнейшем развитии. Осознание этого привело наш коллектив к пониманию того, что заимствование самого лучшего опыта – это не механическое перенесение отдельных методов и приемов в свою работу, а перенесение идеи.

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были здоровыми, умными и красивыми.

Но не всегда так происходит. Неожиданно на свет появляется ребенок с тяжелыми врожденными дефектами или сложными нарушениями, которые ставят под сомнение его «нормальное» развитие. Это «особый ребенок».

Таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, растет.

В нашем детском саду организованна работа по коррекции недостатков физического и психического здоровья детей. Коррекция осуществляется:

в 4-х логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи;

1 коррекционной группы с задержкой психического развития;

в 5 общеобразовательных группах 10 детей с ОВЗ по разным диагнозам.

Всего в ДОУ 38 детей нуждающихся в помощи.

Поэтому главной целью стало: Создание условий для специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи,которые мы перед собой поставили:

1. выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

2. осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;

3. способствовать усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;

4. обеспечить позитивные сдвиги в психо-физическом развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

5. оказывать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Вся работа должна осуществлять планомерно и целенаправленно.

Для решения поставленных задач мы выделили и реализовываем следующие этапы работы:

Разработана и действует модель продвижения ребенка с ОВЗ по его образовательному маршруту. Данная модель позволяет ребенку постепенно «вливаться» в среду более здоровых сверстников.

Маршрут сопровождения детей с особенными возможностями здоровья и оказание помощи родителям таких детей направлен на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.

Маршрут состоит из следующих разделов:

1. Сбор информации о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

2. Изучение состояния здоровья ребенка проводят медицинские работники.Берут на заметку:

3. Группа здоровья.

4. Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья, полученные в детской консультации

5. Выявляют, стоит ли ребенок на «Д» учете, на инвалидности.

На основании полученных результатов выявляют детей «группы риска» и доводит до сведения администрации, ст. воспитателя, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы:

1. Условия проживания.

2. Вредные привычки родителей.

3. Тип воспитания - изучают участие каждого члена семьи в воспитании ребенка.

Неблагополучные семьи берутся на заметку и ставятся на учет в ДОУ.

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребёнка в ДОУ воспитатели, и специалисты наблюдают за ребёнком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. В это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Наблюдая за ребенком, педагоги имеют четкие представления о нормальных показателях развития детей. Индивидуальный образовательный маршрут реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения, учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра.

Далее организуется обсуждение результатов всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребёнка, о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребёнка, семьи и планирование программы развития. Вся информация заносится в маршрут ребёнка.

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, с первой младшей группы на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Структура индивидуального образовательногомаршрута включает следующие компоненты:

1. целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

2. содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

3. технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

5. результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Нами было определено ключевое понятие нашей работы – программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый ребенок способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.

Для этого в детском саду организованна работа Психолого – Медико - Педагогический консилиума (ПМПк,в состав которой вошли:

1. директор ДОУ

2. учитель – логопед

3. учитель – дефектолог

4. врач – педиатр

5. воспитатели

6. музыкальный руководитель

7. воспитатель по физической культуре

Предварительно изучив практический опыт и специальные документы разработали и утвердили приказом Положение о Психолого – Медико- Педагогический консилиума (ПМПк) составили план работы ПМПк, составили алгоритм работы Психолого – Медико - Педагогический консилиума (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОу.Это позволяет:

1. вырабатывать общие задачи коррекционно – развивающей работы;

2. прослеживать динамику развития ребенка посредствам прохождения ПМПк

3. с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;

4. осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их заболеваний;

5. обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программе развития

Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Детям и их родителям необходима поддержка и оказание психолого-медико-педагогической помощи. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку. С момента обнаружения нарушения развития ребенка, родителей информируем обо всех результатах его обследований и обсуждают их с ними, выбирая для этого приемлемую форму. Специалисты не должны скрывать проблемы ребенка. Родители участвуют в работе по реабилитации их ребенка, в которой у них формируется адекватная оценка ситуации, реальных возможностей и перспектив ребенка.

С целью оказания помощи родителям в воспитании детей с ОВЗ организована работа консультативного пункта.

Одним из важных условий работы с детьми с ОВЗ является создание условий для сенсорного воспитания. Рекомендуется сенсорная комната с набором оборудования, пособиями и тренажорами. В нашем ДОУ нет возможности создать отдельную комнату, поэтому мы устанавливаем отдельные элементы по сенсорному воспитанию в музыкальном зале и группах.

Работа по маршрутам сопровождения и индивидуальным программам обучения анализируется и результаты коррекции недостатков заслушиваются на Психолого – Медико- Педагогическом консилиуме (ПМПк) и на итоговом педсовете.

Эффективность сопровождения определяется не только по данным психологической, педагогической, медицинской диагностики,но и по общим показателям в соответствии с требованиями:

1. удовлетворенность ребенка и его родителей пребыванием в ДОУ;

2. уверенность ребенка (в своих возможностях);

3. способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

4. успешность овладения адекватными возрастному этапу и особенностями ребенка видам деятельности.

Опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми и родителями дает положительный результат.

Все выпускники ДОУ продолжают обучение в общеобразовательных школах, участвуют в городских мероприятиях.

Именно взрослые помогают детям с особыми потребностями, создают «мир равных возможностей» для любого, кто в этом нуждается. Они смело вливаются в коллектив при поступлении в школу.

Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и

ценили.

Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования
Публикации по теме:

Открытка маме Мама. Самый главный, самый добрый, самый нежный и ласковый человек на всем свете для любого. Она согревает теплом своих рук, нежностью.

Новая сказка про трёх поросят Сказка –ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок А. С. Пушкин Жили – были три поросёнка, три брата – акробата, цирковых артиста. С самого.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Найди отличия
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования
Опубликовано: 29 января 2014 в 05:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки