Анна Афанасьева
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Занятия первой недели
Ритуал приветствия.
Путешествие по стране пальчиковых игр «Большая стройка»
Первый и второй вариант. Конструктор «Лего». Предлагается по общему образцу каждому ребенку создать из элементов конструктора свою постройку. Например, построить улицу, на которой находится детский сад. Обсуждается, кто будет строить дома, деревья, пешеходов, машины и т. п.
Публикация «Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Старшая группа
- Темочки
Третий вариант. «Счетные палочки». Предлагается из счетных пало-чек выкладывать геометрические фигуры или элементы узора.
Основная часть
«Рисуем настроение»
Первый вариант. Выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас».
Второй вариант. Ребенок рисует ту эмоцию, которую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался пере-» дать автор.
Третий вариант. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Тренинг мышечного расслабления
Упражнения на дыхание. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
Растяжки. «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
Релаксация. «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша, встаем».
Ритуал прощания.
Занятия второй недели
Ритуал приветствия.
Путешествие по стране пальчиковых игр «Город сладкоежек»
Для лепки понадобится соленое тесто. Ингредиенты: 300 г муки, 300 г соли, 1 столовая ложка растительного масла, 200 мл воды. Если тесто плохо лепится необходимо добавить воды. Месить тесто, пока оно не станет мягким и эластичным. Качества соленого теста улучшаются при хранении. Хранить в целлофановом пакете в холодильнике. Лучше использовать его на другой день после приготовления. Для раскрашива-ния теста используют пищевые красители.
Первый вариант «Овощи». Предлагается вылепить овощи для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Второй вариант «Фрукты». Предлагается вылепить фрукты для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Третий вариант «Кондитерские изделия». Предлагается вылепить кондитерские изделия для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Основная часть (первый, второй и третий варианты)
Проведение этюдов, направленных на понимание и применение мо-ральных черт характера в жизненных ситуациях. Вспомнить сказки, в ко-торых герои обладают теми или иными чертами характера, обсудить и смоделировать ситуацию, происходящую в группе детского учреждения. При изображении отрицательной черты характера необходимо проиграть ту же ситуацию, но чтобы в ней были показаны альтернативные модели желательного поведения разными детьми. После проигрывания полезно обсудить и получить обратную связь:
- Что ты чувствовал, когда тебе помогали (не поделились, обману-ли.? А потом, когда помогли?
- Что ты чувствовал, когда жадничал (обманывал и пр.? А когда
поделился?
- Приятно было совершить добрый поступок? Трудно ли это? Почему? - Как, по твоему, в этом случае поступила бы Баба-Яга (Карлсон, Бармалей, Лисисчка-сестричка, Буратино и т. д. ?
А как поступил бы ты? Покажи.
Тренинг мышечного расслабления
Упражнения на дыхание. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха, является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.
Растяжки. «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечки весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз». Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти н стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание «Уравновесить» чашечки весов. Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.
Релаксация. «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем». Ритуал прощания.
Занятия третьей недели
Ритуал приветствия.
Путешествие по стране пальчиковых игр «Ярмарка»
Первый и второй вариант. «Танцующие куклы».
Персонажи для пальчиковых игр изготавливаются из картонных за-готовок или пластикой бутылки. Оформление куклы (готовые заготовки из самоклеющейся бумаги) ребенок выбирает и наклеивает на основу самостоятельно. Затем предлагается играть в пальчиковый футбол, где вместо мяча используется крышка от пластиковой бутылки. Один матч проигрывается правой рукой, второй — левой.
Куклы-наперстки изготавливаются из полосок бумаги 2x5 см. В цен-тре каждой полоски рисуется смешная рожица. Полоска оборачивается вокруг пальца и склеивается по размеру, затем приклеиваются волосы из ниток, ушки животных, колпачки скоморохов и т. п. Затем разыгрывается веселое балаганное представление.
Третий вариант. «Волшебный рисунок». Детям предлагается насести акварельной краской фон, и получить волшебный рисунок (на бумагу свечой наносится любой рисунок, его не видно, но после нанесения фона рисунок проявляется). Затем дети самостоятельно наносят свечой свой рисунок. После выполнения задания передают свой лист другому ребенку, чтобы он его проявил, нанеся фон.
Основная часть
Прорабатывание и проигрывание этюдов с неопределенным концом «Как бы ты поступил?»
1) Дети помогают взрослым убирать территорию детского сада: со-бирают мусор, метут дорожки и т. д. Один мальчик просто сидит на скамейке.
2) Дети собирают урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках.
3) В детском саду ты захотел поиграть в игрушку. Твой друг тоже на-правляется к этой игрушке — она понравилась ему.
Необходимо помнить, что нет одного «правильного» поведения. Например, в первой ситуации мальчик может лениться, а может у него что-то болит. Необходимо, прежде чем принимать кардинальные меры, уточнить причину его поведения. В этюдах стимулировать детей проиг-рывать разные варианты: положительные, отрицательные
Тренинг мышечного расслабления
Упражнения на дыхание. «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря ис-пользованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ, и т. п.).
Растяжки. «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
Релаксация. Поза «кошечки». Ребенок в позе спящей кошечки лежит, мурлычет. Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш». (Обучает приемам саморасслабления.) «Кошечка проползает под забором». Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует продвижение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках и выходит в позу «змеи».
Ритуал прощания.