Лилит Шахназарян
«Слоговая стратегия». Коррекционная игра по формированию слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика нарушений
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
Публикация «„Слоговая стратегия“, Коррекционная игра по формированию слоговой структуры слова» размещена в разделах
- Игры для детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2014
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов
–сокращение слога;
–опускание слогообразующе гласно
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове :
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога :
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).
Игра "Собери 4 Grid" Hasbro
- увлекательная игра для детей и взрослых, развивающая сообразительность и быстроту реакции. Игра "Собери 4 Grid" от Hasbro (Хасбро) - это обновленная версия классической игры. Цель игры – верно выбрав стратегию и опередив противника, первым выстроить комбинацию из четырех фишек в любом направлении - вертикально, горизонтально или по диагонали.
В комплекте : стойка-решетка, 2 подставки, 21 фишка красного цвета, 21 фишка желтого цвета, лист с наклейками, правила игры.
Система игр по коррекции
Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько продуманно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.
Наша инновационная игра, которую ми назвали "Слоговая стратегия" позволяет, максимально используя эти анализаторы, осуществить коррекционную логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова. Ее можно использовать на разных этапах коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова, имеет характер " От простого к сложному " который позволяет нам организовать коррекционную работу в разных возрастных группах. :
" Слоговую стратегию" можно использовать в логопедических коррекционно-развивающихся работах, в педагогических образовательных деятельностях, а так же можно рекомендовать родителям. Оценка " Слоговой стратегии" : интерес детей, эстетичность,компактность пособия, многообразность, и то что позволяет воображению придумывать новые игры не только по коррекции слоговой структуры,но и в другой коррекционной деятельности (дифференциация звуков, автоматизация звука) ,помогает выполнять упражнения по формированию лексико - грамматических категории на лексические темы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Игры и упражнения на невербальном материале
задачи:
Развитие слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
Ход игры:
1. Хлопни в ладоши столько раз, сколько фишек я брошу в дырочки
2. Выполни то же самое, только с закрытыми глазами
3. Сколько раз хлопну, столько фишек бросаешь в дырочки
Работа на вербальном материале
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней, (работа проводиться на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов)
Уровень гласных звуков
Задачи:
Учить считать звуки.
Развивать умение выделять ударный звук.
Развитие слухового внимания.
Развитие слуховой памяти.
Ход игры:
1. Произнести звук А столько раз, сколько фишек я брошу в дырочки
2. Выполни то же самое с закрытыми глазами
3. Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом - АУ, АУ И, ИАУ; УАУ; АУИА ИУАО;
4. Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;(ударный звук обозначаем красной фишкой)
5. То же задания только ребенок сам по слуху определяет место ударного гласного звука и соответственно бросает фишки
Уровень слогов
Задачи:
Учить считать слоги.
Развивать умение выделять ударный слог.
Развитие слухового внимания.
Развитие слуховой памяти
Ход игры:
1 повторение за логопедом серии слогов : (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
2 Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); столько и фишек бросить в дырочки.
3 Сосчитать, сколько фишек, столько раз проговаривать слоги.
4 Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») ра, ра, ра
5 Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»)ра, ра
6 Какой слог потерялся.
7 Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; (ударный слог обозначаем красной фишкой)шА шо ша, шо шо шУ, шу шО шу.
8 То же задания только ребенок сам по слуху определяет место ударного слога и соответственно бросает фишки
9 Скажи наоборот: СА -ас, тса –аст
Уровень слова
задачи:
Учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Развивать умение разделять слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Учить различать разную слоговую структуру слова, и умение сравнивать слоговую структуру слов.
Учить синтезировать слова из слогов.
Упражнять в простейшем слоговом анализе.
Развивать слуховое внимание и память.
Ход игры:
1. Делим слова на слоги, произносим слоги и одновременно бросаем фишки.
2. Конец слова за тобой (логопед начинает слово и бросает фишку, ребёнок добавляет одинаковый слог ША) : ка, ва, Да, Ма, Ми…
3. Игра,Строим башню" (ребёнок произносит заданные логопедом слова и строит из фишек башню для каждого слова. Сравниваем слова : где фишек больше, то и слово длиннее)
4. Игра "Скажи ласково" (Дом, домик, кот, котик Слоговой анализ слов. Уточнить,
изменилось ли количество слогов)
5. Игра,Один- много" (дом -дома, стол- столы. (Уточнить изменилось ли количество слогов)
Исходя из этого, можно сказать, что "Слоговая стратегия" нам дает возможность играть в общем количестве 22 игр, по формированию слоговой структуры слова.