Любовь Романова
Коррекционная работа с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность предполагает коррекционно-развивающие мероприятия с детьми третьего года жизни с нарушениями психофизического развития. На них предусматривается освоение детьми формы, величины, цвета предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов. Содержание образовательной деятельности основано на использовании специально подобранных игр и упражнений. Условием результативного использования игр в коррекционно-развивающем обучении является соблюдение их последовательности. Началом коррекционно-развивающей работы является этап первичной диагностики. Основное назначение диагностики – получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему воздействию. При диагностике развития детей использовались следующие методы: сбор анамнестических данных; наблюдение за детьми в процессе их деятельности; анкетирование родителей; диагностика нервно-психического развития (НПР) на основе нормативных показателей данного возраста, психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (Е. А. Стребелевой.) На основе полученных данных составляется таблица показателей нервно-психического развития, которая включает соответствующие основные показатели развития навыков и умений детей в возрасте от 1 года до 3 лет (сенсорное развитие, развитие общих движений, мелкой моторики, развитие речи, формирование игровой деятельности и навыков самообслуживания). Процедура обследования проводится в произвольном порядке методом наблюдения за ребенком в ситуации общения с воспитателями, родителями, со сверстниками, в самостоятельной игровой деятельности. Результаты наблюдения обобщаются и заносятся в таблицу, после чего составляется профиль развития ребенка. Профиль развития является показателем актуального развития ребенка, указывает на ведущее нарушение при задержанном или искаженном развитии. Структура и особенности построения коррекционно-игровых мероприятий рассчитана на 6 месяцев (с октября по апрель) количество которых различно для детей и взрослых (родителями, воспитателями) и определяется тематическими планами. Количество занятий – 2 раза в неделю, продолжительность – 10 минут. Структура каждого игрового мероприятия состоит из приветствия, основной части (игры и упражнения на развитие и коррекцию когнитивной сферы) и заключительной части (прощание). Занятия для родителей и воспитателей проводятся в виде лекций, дискуссий и групповых тренингов. Тематический план для воспитателей были составлен на год и направлен на знакомство воспитателей с особенностями познавательного развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями, а также посвящен рассмотрению проблем, волнующих каждого воспитателя в его ежедневной работе. Все игровые мероприятия с детьми раннего возраста проходят в игровой форме, продолжительность их не превышает 10 минут. Они построены по следующей схеме.
Публикация «Коррекционная работа с детьми раннего возраста» размещена в разделах
1. Ритуал приветствия. Цель – настроить ребенка на предстоящую игровую ситуацию, сформировать эмоциональный контакт.
2. Упражнения, направленные на познавательное развитие
- игры, направленные на сенсорное развитие
- развитие и коррекция слухового восприятия и внимания
3. Упражнения, направленные на физическое развитие:
- развитие и коррекция мелкой моторики;
- развитие общих движений.