МААМ-картинки

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией

Маргарита Самойлова
Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией (консультация для воспитателей). Подготовила: Самойлова М. А. ,учитель-дефектолог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида» г. Саранска.

Публикация «Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией» размещена в разделах

В настоящее время не только в нашей стране, но и для всех стран мира характерным является увеличение детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет число детей, входящих в группу риска по зрению, т. е. детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Ранняя диагностика и лечение обеспечивают положительные результаты в восстановлении зрения в специализированных дошкольных учреждениях, т. к. в них имеются лучшие условия для систематического лечения по сравнению с кабинетом охраны зрения. Кроме того, педагогический процесс организуется с учетом активного развития зрительных функций. Воспитатель и тифлопедагог осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживает интерес ребенка к лечению. Зная особенности патологии зрения, понимая зрительные возможности ребенка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, педагог становится участником возвращения детям возможной полноты зрительных функций.

Однако необходимо определить роль всех звеньев этого процесса. Чтобы понять и правильно организовать обучение и лечение детей. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что педагогическая работа. Ее методы и средства, как бы разнообразны и интересны они не были, не могут дать тех результатов в восстановлении зрения, которые имеются в медицинской практике. С другой стороны, в медицинской практике нет тех возможностей, которыми располагает педагогика в области воспитания и всестороннего развития личности ребенка.

Поэтому, коррекционно-педагогическая и лечебно-восстановительная работа в дошкольном учреждении тесно взаимосвязаны. Это дает положительный эффект в воспитании и восстановлении зрения у детей.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях :

- специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

- организация коррекционных упражнений на различных общеобразовательных занятиях.

Коррекционные занятия, а также коррекционные упражнения тесно связаны с офтальмологической работой, т. е. организуются в соответствии с этапами лечения. По рекомендации врача-офтальмолога педагоги проводят с детьми различные игр и упражнения по активизации зрительных функций.

Существует два этапа лечения детей с косоглазием и амблиопией: плеоптический и ортоптический.

Плеоптический этап лечения- это повышение остроты зрения.

Виды лечебно-восстановительной работы :

1. Повышение остроты зрения.

2. Укрепление зрительного анализатора.

Коррекционно-педагогическая работа :

-Обводка контуров всех видов через кальку.

-Раскрашивание картинок.

-Мозаика всех видов и размеров в соответствии со зрительной нагрузкой.

-нанизывание бус, вышивание, шнуровка, плетение.

- Работа с мелким конструктором.

- Работа с бисером (составление орнамента, подбор по цвету и др)

- Упражнения на цветоразличение и локализацию основных цветов и дополнительных из множеств.

-Выделение формы, цвета,

величины, пространственного расположения предметов.

- Работа с миллиметровой бумагой.

-Рассматривание картинок, схем в соответствии с рекомендуемыми зрительными нагрузками, обнаруживание ошибок в двух похожих рисунках.

- работа с тетрадью в клетку : обведение клеток, раскрашивание, составление орнамента, обкалывание клеток по углам.

Маленьким детям для обводки даются простые предметы, детям постарше – сюжетные картинки. Часто для обводки детям предлагаются трафареты, шаблоны (например, на занятии по рисованию дети рисуют овощи, а затем раскрашивание.

Нанизывание бус, шариков, плетение следует использовать с игровым компонентом: «Наряди куклу в бусы», «Зажги огоньки», «Кто скорее сплетет коврик для кукол»

В общеобразовательных занятиях включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, величины, цвета). Для этого используются такие дидактические игры, как «Найди такой же предмет (по цвету, форме, величине, «Найди различия в рисунках», «Подбери одинаковые предметы (по цвету, форме).

Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинках изображены животные. От каждого отходит линия, по которой дети находят то, чем питаются животные. Содержание картинок может быть разнообразным.

Важно помнить, что игры и задания подбирают в зависимости от состояния зрения. Так при высокой степени амблиопии предметы даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размер пособий уменьшается.

Следующий этап лечения называется ортоптический. Он начинается после того, как острота зрения станет выше 0,4-0,5 и угол косоглазия 7-10. Коррекционная работа на этом этапе заключается в проведении игр и упражнений, способствующих развитию центральной фиксации, слияния, развития бинокулярного зрения, разработки глазных мышц.

Ортоптический период лечения- это лечение косоглазия и амблиопии.

Виды лечебно-восстановительной работы :

-Развитие центральной фиксации.

-Развитие бинокулярного зрения.

-Развитие слияния.

-Разработка глазных мышц

Коррекционно-педагогическая работа :

-Упражнения на локализацию всех видов («зашумленные картинки» и др.)

-Упражнения и игры на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций (лабиринты, «Парные картинки», работа на листе бумаги с карандашом)

-Упражнения на сближение предметов на плоскости

-Упражнения и игры с использованием приема наложения контурных и силуэтных объектов на оригинал

-Игры «Кольцеброс», «Кегли», «Мишень», «Попади в ворота», «Летающие колпачки», «Забавные лягушата» «Попади в обруч», «Набрось кольцо и др.

Здесь применяется работа с сюжетными многоплановыми картинками, учат детей выделять контур объектов второго и третьего плана, пространственные отношения между предметами. Для развития такой зрительной функции, как фузии (слияние используются игры, где накладывается одна картинка на другую (контурные изображения животных. на них наложить цветные изображения)

Отдельно следует сказать о такой зрительной функции, как бинокулярное зрение. С его помощью мы видим предметы объемно, может определить их расположение в пространстве. Большие возможности для его развития дают подвижные игры, особенно с мячом. При их проведении учитываем вид косоглазия.

Помимо традиционных методов и средств решения коррекционных задач с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации. Заинтересованности детей в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных лечебных программ, развивающих и коррекционных компьютерных игр. Использование компьютера повышает эффективность всего коррекционно-образовательного и лечебно-восстановительного процесса. Компьютерные игры позволяют отбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам коррекции зрения.

В нашем детском саду есть все условия для проведения такой работы. В кабинете тифлопедагога есть три компьютера, на которых занимаются дети. У нас имеется лечебная компьютерная программа, разработанная специалистами Московского института глазных болезней имени Гельмгольца. Кроме этого, часть обычных развивающих компьютерных игр мы адаптируем для коррекции зрения наших детей, а также некоторые упражнения мы создаем сами на основе рекомендаций Л. И. Плаксиной, автора коррекционной программы для детей с нарушением зрения.

Так для повышения остроты зрения как часть коррекционного занятия я предлагаю детям такие компьютерные игры, как»Собери матрешек», «Собери пазлы», «Соедини шарики». Для развития цветовосприятия «Собери пирамидки», для развития прослеживающих функций глаз «Соедини цветы» (знакомство с цветными эталонами, соотнесение по цвету, «Поездка в зоопарк». На втором этапе лечения идет интенсивная выработка бинокулярного и периферического зрения. В это время детям предлагаются игровые компьютерные упражнения на ориентировку в пространстве (упр№5, на слияние (упр№6).

При выполнении этих упражнений решаются как общеобразовательные, коррекционные задачи, так и лечебные. В дальнейшем эти упражнения предлагаются родителям для выполнения дома.

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что только при наличии системы и взаимосвязи всех участников коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процесса можно получить желаемые положительные результаты в воспитании, обучении и восстановлении нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Системный подход в организации лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы детского сада для детей с проблемами в развитии. –Москва, 2004

2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. –Москва, 1995

3. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. -Москва,1998

Публикации по теме:

«Коррекционно-развивающее занятие по снятию психо-мышечного напряжения при работе с детьми с ОВЗ» Совместная работа учителя-логопеда Печерской Т. С. и педагога-психолога Чичериной Е. А. Тема: «Мир эмоций и красок».Цели занятия: - расширить.

Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста Зрение – прекраснейший дар природы, помогающий познавать окружающий мир. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией
Опубликовано: 7 мая 2015 в 21:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД