Татьяна Морозова
Коррекционно-развивающее занятие по формированию навыков общения и совместной деятельности «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 328
Центрального района г. Волгограда
«Волшебный сундучок»
Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы
Автор-составитель:
Морозова Татьяна Сергеевна,
педагог-психолог
I квалификационной категории
Волгоград 2013
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие по формированию навыков общения и совместной деятельности „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Я. Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация, лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.
Цель занятия : Формирование у детей навыков общения и совместной деятельности.
Задачи: 1) Совершенствовать у детей внимание, память, мышление, воображение, восприятие.
2) Развивать коммуникативные способности.
3) Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
4) Побуждать детей к совместной деятельности, к работе парами, микро группами.
Оборудование:
Сундучок;
4 стола, 8 стульев;
Сухой дождик;
Карточки с зашифрованными словами;
Картинки, изображающие детей в детском саду и в школе;
Картинки – предметы для школы и детского сада;
Магнитная доска;
Косынки для завязывания глаз;
Кегли, кубики, дорожка;
Разрезные картинки (цветы);
Клей – карандаш (по количеству детей);
Цветные карандаши;
Магнитофон;
Запись спокойной музыки.
Участники: дети подготовительной к школе группы (8человек).
Ход занятия:
1. Психологический настрой «Подари улыбку»
Цель: сплочение группы, снятие мышечного напряжения, создание доброжелательной атмосферы.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся. А теперь, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение. Вы готовы общаться? Тогда я предлагаю вам пройти через сухой дождик и занять свои места за столами.
(Дети проходят через сухой дождик и садятся за столы).
2. Волшебный сундучок.
Цель: настрой группы на совместную деятельность.
Психолог берет в руки сундучок : Ребята, скажите, пожалуйста, что у меня в руках?
Дети: Шкатулка, сундучок, коробочка…
Психолог: Молодцы! Многие из вас совершенно точно определили, что это сундучок. Как вы думаете, для чего он нужен?
Дети: Чтобы туда что-нибудь складывать, хранить что-нибудь дорогое…
Психолог: Молодцы! Вы все правы. И в нашем сундучке хранится очень много волшебных тайн. И эти тайны можно от туда доставать, или складывать и хранить. Хотите заглянуть туда?
Дети: Да!
3. Шифровка.
Цель: развитие мышления, внимания и речи; умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Психолог приглашает одного ребенка, открывает сундучок и просит достать оттуда конверт с заданием.
Психолог: как вы думаете, что это?
Дети: конверт, письмо, там наверное что-то лежит…
Психолог достает их конверта карточки с буквами и цифрами: Посмотрите, ребята, здесь зашифрованы какие-то слова. Сейчас мы с вами попробуем расшифровать их. Посмотрите, под каждой буквой у вас написана цифра. Вам нужно выложить буквы по ряду цифр, начиная с единицы, и тогда вы сможете прочитать слово. Но для начала вы разделитесь на 2 группы – мальчики и девочки.
Дети рассаживаются по микро группам, психолог дает задание каждой группе, дети собирают слова.
Психолог: Итак, какое слово получилось у мальчиков?
Мальчики: Ученик.
Психолог: А у девочек?
Девочки: Ученица.
Психолог: Молодцы, ребята, справились с заданием. А скажите мне, пожалуйста, кто же это такие УЧЕНИК и УЧЕНИЦА?
Дети: Это мальчик и девочка, которые учатся в школе.
Психолог: Молодцы! Очень скоро вы тоже станете учениками и ученицами. Когда это произойдет?
Дети: когда мы пойдем в школу.
Психолог: А зачем вам туда идти?
Дети: Чтобы учиться, чтобы быть умными, за знаниями…
4. Сортировка картинок (детский сад/школа).
Цель: развитие мышления, внимания, речи.
Психолог: Давайте сейчас поиграем с вами в игру и посмотрим, что вы возьмете с собой в школу, а что оставите в детском саду.
Психолог приглашает ребенка к сундучку, и тот достает конверт с картинками. Психолог прикрепляет к магнитной доске 2 картинки с изображением детей в детском саду и в школе. Затем дети по очереди берут картинки, на которых изображены игрушки и школьные принадлежности, и прикрепляют их под нужной картинкой, объясняя свой выбор.
Психолог: Молодцы, ребята! В школе будет очень много нового и интересного. А как вы думаете, будут ли в школе встречаться какие-то трудности?
Дети: Да!
Психолог: А что или кто помогут вам справиться с этими трудностями?
Дети: Сами справимся, мамы, учительница…
Психолог: Молодцы! А давайте посмотрим нет ли подсказки в нашем сундучке?
Психолог приглашает ребенка к сундучку, и тот достает картинку с изображением детей, помогающих друг другу.
Психолог: Не забывайте ребята, что в школе рядом с вами всегда будут ваши друзья, на которых тоже можно положиться.
5. Игра «Слепой и поводырь».
Цель: формирование у детей доверия к окружающему миру.
Психолог: Сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли помощников для своих друзей. Выходите сюда и разбейтесь на пары.
Дети разбиваются на пары, одному из пары завязывают глаза, а второй должен помочь другу пройти по дорожке с препятствиями.
Психолог: Молодцы! Справились с заданием, вы настоящие товарищи! Трудно было?
Дети: Нет, немного…
6. Разрезные картинки (Цветы).
Цель: развитие мышления, памяти, творческих способностей, навыков совместной работы.
Психолог: А теперь подойдите к сундучку и достаньте оттуда еще одно задание.
Ребенок подходит к сундучку, достает очередной конверт.
Психолог: Посмотрите, это цветы, но они бесцветные и разрезаны на две половинки. Соберите, пожалуйста, подходящие половинки и раскрасьте их так, чтобы цветы выглядели одинаково.
Звучит запись спокойной музыки. Каждый ребенок берет одну половинку цветка, ищет пару, затем дети садятся образовавшимися парами за столы и раскрашивают половинки цветов и склеивают их.
Психолог: Молодцы, ребята! Какие красивые цветы у вас получились!
7. Волшебный сундучок.
Цель: подведение итогов, рефлексия.
Психолог: Ну, что ж, ребята, наша встреча с вами подходит к концу. Давайте вернемся к нашему волшебному сундучку и вспомним, что интересного в нем было? Что мы сегодня делали? С чем справились? Что было трудным?
Обсуждение.
Психолог: Помните, ребята в начале нашего общения мы говорили о том, что в сундучок можно складывать и доставать от туда очень нужные вещи? А вы знаете, ребята, что такой сундучок есть внутри каждого из нас. И в этом сундучке хранятся наши знания, умения, таланты. И мы можем их от туда доставать или складывать. А сейчас подумайте и скажите, что нового сегодня вы узнали или чему-то научились, что вы можете положить в ваш сундучок?
Каждый ребенок высказывает свое мнение.
8. Ритуал прощания «Салют»
Психолог: А теперь давайте попрощаемся с вами: положите ваши руки на мои ладони и на счет 3 запустим салют из наших ладошек с криком: «Ура!».
Дети выходят из зала, проходя через сухой дождик.
Литература:
1. Афонькина ЮА., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. М. ,1995
2. Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. -1980-№5
3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. МА Васильевой., М., 1990
4. Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, № 7
5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
6. Арцишевская И. Л. Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду