Лаптева Марина
Конспект коррекционного занятия для родителей и детей 1 класса «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционное занятие занятие для родителей и детей первого класса
«моя семья»
Цель: сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.
Задачи:
• Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
• Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
Публикация «Конспект коррекционного занятия для родителей и детей 1 класса „Моя семья“» размещена в разделах
- Консультации для родителей первоклассников
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
• Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
• Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Материалы:
правила занятия;
мяч;
бумага, листы А;
палочки кадой паре по 7 шт. ;
фломастеры, карандаши;
музыкальное сопровождение для рисования.
Категория участников: родители, дети, классный руководитель, психолог.
Количество участников: 6-8 -человек.
Ход занятия
Добрый день уважаемые родители и дети. Сегодня я пригласила вас на совместное психологическое занятие. На занятии мы будем общаться, играть, узнавать новое о себе и окружающих. Ваши дети уже участвовали в психологических занятиях, а вот вы нет. Вы одна семья, поэтому я хочу чтобы занятие прошло вместе.
Принятие правил.
На занятии существуют правила :
Активность участников.
Все равны
Внимательно слушаем и помогаем.
Знакомство.
Ведущий. Давайте, наконец, познакомимся.
Представляется каждая семейная пара. Родитель называет имя своего ребенка и одно качество, а ребенок – представляет родителя и называет его качество (ответив на вопрос какой).
Спасибо. Приятно было познакомиться.
Разминка.
Разминка. «Да или нет?»
У паука 10 ног. (Нет, 8.)
В радуге 7 цветов. (Да.)
У человека 10 пальцев. (Нет, 20.)
Рыбы откладывают яйца. (Нет, икру.)
Маленькую лошадь называют теленком. (Нет, жеребенком.)
Мухомор — ядовитый гриб. (Да.)
Осенью птицы улетают на юг. (Да.)
Белый медведь живет в лесу. (Нет, на Северном полюсе.)
Изюм делают из винограда. (Да.)
В Черном море вода черная, а в Красном — красная. (Нет.)
Томат — это то же самое, что и помидор. (Да)
Переходя улицу, сначала нужно посмотреть налево, а потом направо. (Да.)
Белка всегда в рыжей шубке. (Нет, только зимой.)
В году 10 месяцев. (Нет, 12.)
Троллейбусу не нужен бензин. (Да.)
Игра «Поменяйтесь местами те.» Игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.
-те, кто пришел сегодня на занятие
-те, кто любит кататься с горки
-те, у кого дома есть домашние животные
-те, у кого в семье несколько детей
-те, кто любит праздники.
-
Педагогемь:
-Кто знает о ребенке лучше всего? (конечно родитель) Предлагаю проверить это на практике.
Упражнение «Внимательные ладошки»
Родителям завязывают глаза, каждый по очереди подходит к ребенку и по рукам должен найти своего, затем встать за стул выбранного ребенка. После того, как родители определятся, открывают глаза всем. Дети при этом должны стараться не выдать себя.
Основная часть
Все мы живем в обществе. Нас окружают люди, с которыми мы общаемся. Но самый первый опыт общения ребенок получает в семье, поэтому очень важно научиться понимать друг друга, слышать и поддерживать. Сегодня на нашем занятии мы будем учиться сотрудничать друг с другом.
- скажите мне ребята, а вы знаете что такое семья?
Игра для детей “Верно – не верно!”
Ведущий. Каждая семья уникальна и неповторима.
Я буду говорить вам фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.
Семья – это все мои друзья и знакомые.
Семья – это я.
Мои родители могут быть младше меня.
Бабушка – это мама моей мамы.
Дедушка – это папа моего папы.
Семья – это люди, которые любят друг друга.
Бабушка и дедушка – это мои родители.
Я – дочь мамы и папы.
Всем людям нужна семья.
Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, что такое семья – семья это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители всегда любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят и поддерживают.
Следующее задание будет для каждой пары.
Упражнение «Двое с одним фломастером» (пары – родитель и ребенок – сидят за столами рядом друг с другом).
Цель: обучение навыкам сотрудничества.
Инструкция: «Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину на тему «Дом нашей семьи».
И рисовать вы должны одним и тем же фломастером. При этом строго-настрого запрещается говорить друг с другом. Оба человека в паре должны постоянно держать фломастер в руке, не выпуская его ни на мгновение. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует, и понять, что он хочет нарисовать. Рисуем в течение пяти минут.
После завершения показать свои работы остальным участникам группы.
Обсуждения упражнения:
• Сложно ли вам было рисовать молча?
• Пришли ли вы со своим партнером к единому мнению?
• Трудно ли было от того, что изображение постоянно менялось? (10 мин.)
Отлично каждая пара справилась! У нас получилась целая улица домов, в которых живут семьи, со своими правила и образом жизни. И в каждой семье ее члены учатся понимать друг друга.
А сумеете ли вы сейчас понять друг друга.
Упражнение «Слепое слушание» (родитель и ребенок сидят за столом напротив друг друга, между ними ставится перегородка).
Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.
Инструкция: каждому из участников в паре раздается по семь палочек (спичек). Родитель строит за перегородкой из своих спичек какую-нибудь фигуру, а затем словами пытается объяснить ребенку, как ему построить такую же. Ни родитель, ни ребенок не должны видеть действия друг друга. По окончании работы перегородка убирается, а фигуры сравниваются. Затем родитель и ребенок меняются ролями.
Обсуждение задания.
-какая пара легко справилась
-в чем была сложность при выполнении
-легко ли было понять ребенка
Но бывает на улице праздник, когда все жители собираются и играют в веселую игру.
Быстро ответь на вопрос: «Кто это? Что это?»
Зеленый, продолговатый, сочный —. (огурец).
Маленькая, серенькая, пугливая —. (мышка).
Белое, пушистое, легкое —. (облако).
Ветвистая, зеленая, колючая. (ель).
Интересная, новая, библиотечная —. (книга).
Белоствольная, высокая, стройная. (береза).
Белый, душистый, лесной —. (ландыш).
Желтые, красные, осенние —. (листья).
Чистое, голубое, горное —. (озеро).
Холодный, белый, пушистый —. (снег).
Красное, спелое, сладкое —. (яблоко).
Игра «Бинг бонг» (с резинками)
Цель: сплочение всех
“Рефлексия”
Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию психологического занятия.
Передавая по кругу мяч, ответьте на следующие вопросы, поделитесь своим мнением о проведё нном мероприятии:
Как себя чувствовали во время тренинга, менялось ли настроение?
Что бы Вы пожелали участникам тренинга и ведущим?
Памятка для родителей
Как помочь ребёнку?
Любите ребёнка не за что-то, а просто так. (за что-то можно похвалить)
Помогите ребёнку проявить свои способности и знания. Пусть расширяется круг его новых знаний, умений и навыков.
Ребёнку важна положительная оценка его достижений родителями. Предоставляйте ребёнку обратную связь
Предоставьте ребёнку самостоятельность
Обеспечьте ребёнку чувства защищённости и безопасности. В них он сейчас нуждается больше всего
Если раньше, в процессе воспитания, вы могли использовать принцип "запрос ребёнка - запрет или разрешение родителя", то теперь эту схему стоит усовершенствовать. Пусть появляется всё больше областей, где ребёнок может сам принимать решение и нести за него ответственность. Тут уместно вспомнить принцип светофора: ребёнок должен понимать, что есть зелёная зона - это то, где он сам принимает решение и несёт за него ответственность. Есть красная зона - это то, что строго запрещено. Пока ещё ребёнку нельзя ей заниматься. И есть жёлтая зона - это промежуточная зона между зелёной и красной. Ей стоит заниматься вместе с родителями или самостоятельно, но соблюдая ряд правил, установленных родителями.
В этом возрасте детям всё ещё трудно упорядочивать свою деятельность во времени, поэтому полезно создавать наглядные материалы - настенные плакаты, таблицы и т. п., в которых будет отражён режим дня или список дел, которые должны быть выполнены к определённому времени или до того, как ребёнок, скажем, пойдёт смотреть телевизор.
Л. С. Выготский (известный отечественный психолог) разработал концепцию зон развития. Есть зона ближайшего развития (это то, что ребёнок умеет делать сегодня только с помощью взрослого) и есть зона актуального развития (это то, что сегодня ребёнок умеет делать без помощи взрослого). Развитие ребёнка идёт по принципу "То, что сегодня ребёнок умеет делать с помощью взрослого, завтра он сможет это делать сам". Отсюда правило: если ребёнок сидит и что-то делает без вашей помощи и не просит о помощи, не мешайте ему. Это даст понять ему, что он всё делает правильно (т. е. воспримет это как одобрение себя и своей деятельности). А вот если ребёнок просит вас о помощи, обязательно помогите ему.
Позволяйте ребёнку сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Это поможет ему лучше понять причинно-следственную связь и свою ответственность. Не надо наказывать за неудачи.
Учите ребёнка управлять своими эмоциями (помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение - это вы, его родители).