Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Александра Ершова
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы

«Дымковская игрушка»

Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5

ГБОУ СОШ №1159

Участники: воспитанники группы, воспитатель.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Проблема: выявление и усвоение детьми характерных особенностей лепки и росписи дымковской игрушки.

Актуальность: участие детей в проекте поможет максимально обогатить, обобщить их знания и представления о дымковской игрушке.

Цель: расширение представлений детей о русских народных художественных промыслах и ремеслах.

Задачи: учить детей выделять элементы народного искусства;

развивать у них творческие способности, восприятие эстетического отношения к народному искусству;

воспитывать осознанное нравственное отношение к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей в реализации проекта: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка).

Оборудование: глина, синтетические кисточки, стеки, карандаш, ластик, емкость для воды, влажная и сухая салфетки, губка, деревянная дощечка, гуашь, иллюстрации и сами дымковские игрушки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный, теоретический. История происхождения дымковской игрушки.

II. Практический этап.

1. Рисование дымковской игрушки.

2. Лепка из глины дымковской игрушки.

3. Роспись дымковской игрушки.

Предварительная работа:

1.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Дымковская игрушка».

2. Чтение сказок на тему ремесел. П. П. Бажов «Каменный цветок».

Предполагаемый результат:

- умение отличать дымковскую игрушку от других игрушек,

- знание темы и умение рассказать о происхождении дымковской игрушки,

- создание итогового альбома с отражением поэтапной практической части работы над проектом.

Презентация проекта: итоговое мероприятие, которое представляют педагог и 1-2 ребёнка от группы.

I этап. История происхождения дымковской игрушки.

Воспитатель: На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка. Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно ребята. Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.

Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.

кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу); далее следуют предполагаемые ответы детей:

гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;

столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;

портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.

Воспитатель: молодцы ребята.

А также были такие мастера, которые делали из глины игрушки. Одна из таких игрушек - это дымковская игрушка. Эта игрушка появилась более 400 лет назад. Она появилась в слободе Дымково рядом с городом Вятка. Какое необычное слово «слобода», правда, ребята? Раньше называли слободой, а сейчас называют селом или деревней. Давным-давно в этом городе праздновали праздник "Свистунья". Это был выходной день, весь народ отдыхал. Обязательно была ярмарка, водили по городу дрессированного медведя. Все веселились, и люди приносили на это гулянье свистульки. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста. Лепят эти игрушки из глины.Фигурки могут быть разные: это и петушки, и индюки, и барыни, нянечки, всадники.

Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?

Дети: клеточки, кружочки, точечки, пятна, волнистые полосочки.

Воспитатель: правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.

Посчитайте, сколько цветов вы видите на этой игрушке.

Дети: десять цветов.

Воспитатель: правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими, красочными и даже пестрыми.

Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.

Чтобы погрузить детей в быт, обычаи, колорит того времени, познакомить с деятельностью простого люда, ремеслами, которыми они занимались, педагог обращается к сказке "Хозяйка медной горы".

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами обсудим сказку П. П. Бажова «Хозяйка медной горы».

Чтение отрывков из сказки «Каменный цветок» П. П. Бажова. Читать всю сказку нецелесообразно, так как на это потребуется много времени. Поэтому педагог предварительно дал задание на дом, чтобы эту сказку прочитали родители своим детям дома.

Обсуждение прочитанного произведения.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?

Ответы детей.

II этап. Практический.

1. Рисование и раскрашивание дымковской игрушки на бумаге и

обсуждение рисунков.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Выводы: 1. Для росписи дымковской игрушкииспользуется обширная цветовая гамма: красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета.

2.Орнамент самой росписи в основном носит геометрический характер: в самых разных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии.

3. В росписи используются и различные растительные атрибуты — ростки, зерна, листы, ягоды, цветы.

2. Прослушивание аудиосказки П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» (Проводится во второй половине дня или перед дневным сном).

3. Лепка дымковской игрушки из глины.

Выводы: 1. Глина должна храниться во влажном состоянии, при этом, чем дольше она лежит, тем лучше ее качество.

2. Чем глина жирнее, тем легче она поддается лепке.

3. Сначала лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают эти части и "долепливают" целую фигуру, используя жидкую глину в качестве связующего материала. Следы лепки сглаживаются.

4. Роспись и обсуждение получившихся игрушек.

Сравнение игрушек с рисунками.

5. Изготовление альбома (одним ребёнком, отображающего основные этапы проекта.

В данном этапе могут принимать участие 1-2 ребёнка, которые впоследствии и будут защищать свой проект.

III. Заключительный этап. Презентация проекта.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах»Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект "Есть ли жизнь на других планетах". Паспорт.

Экскурсионный проект «Знакомство с детским садом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №16 «Росинка» Проект «экскурсионный» Ясельной группы Тема проекта: «Знакомство.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 16:05
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 115.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 апреля. День чистоты

«Запомнить надо навсегда - залог здоровья чистота!» Этот замечательный лозунг в настоящее время звучит особенно актуально. Особенно важно именно сейчас постараться довести до сознания детей важность...

МААМ вошёл в список социально значимых ресурсов с бесплатным доступом

Международный образовательный портал МААМ вошёл в список социально значимых интернет-ресурсов, составленный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Согласно приказу Минкомсвязи, доступ к 391 сайту...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром . Описание: Данный материал подходит для детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной...
Дидактическая игра «Пальчиковый театр из фетра»
Хочу представить Вам свой пальчиковый театр из фетра. Театрализованная деятельность является одной из популярных и увлекательных направлений в детском...
Консультация «Игрушки и их значение для пятилеток» воспитатель для родителей средней...
Консультации для родителей детей среднего дошкольного возраста воспитатель: Колосова М. М «Игрушки и их значение для пятилеток» Давайте вспомним наше...