Папки-передвижки

Краткосрочный проект «Дымковский индюк» (3 фото)

Харькова Ольга
Краткосрочный проект «Дымковский индюк»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «ПЕТУШОК» Г. ЮРЮЗАНЬ

Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе

«Дымковский индюк»

Документ составлен: Харькова О. В.

Воспитатель, преподаватель ИЗО студии

МДОУ ДС № 7 «Петушок» г. Юрюзань

Юрюзань 2020.

Проект «Дымковский индюк»

Актуальность:

Публикация «Краткосрочный проект „Дымковский индюк“» размещена в разделах

Дымковская игрушка всегда желанна, она будит воображение детей. И уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем знакомить детей с народными традициями и с Вятским глиняным художественным промыслом.

Дошкольникам близки и понятны фигурки мастеров Дымково : кони, бараны, козелки, олешки, уточки, индюки, петушки, кормилицы, водоноски, купчихи, барыни и дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, офицеры, мужики, всадники, скоморохи…

Нарядные персонажи с любовью раскрашены мастерами по белому фону яркими красками: красными, желтыми, зелеными, синими, оранжевыми, фиолетовыми. Для контраста используется черный цвет и позолота.

Привлекает ребят не только яркий колорит росписи, но и несложный геометрический рисунок: круги, точки, горошек, кольца, полоски, волнистые линии, клеточки…

Паспорт проекта «Дымковский индюк».

Структура Содержание

Тема Дымковская игрушка

Руководитель проекта Харькова Ольга Владимировна

Участники проекта Воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников

Возраст воспитанников 6-7 лет

Особенности проекта По характеру создаваемого продукта:

творческий.

По количеству детей, вовлеченных в проект :

коллективный.

По продолжительности:

краткосрочный (1 неделя).

По уровню контактов и масштабам организации:

на уровне группы.

Цель проекта Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.

Задачи проекта Обучающие : закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек; формировать умение создавать узоры.

Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Предполагаемые результаты - ознакомление детей с историей дымковской игрушки;

-развитие творческого воображения ;

- повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;

- совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;

- совершенствуется способность создавать узоры;

- познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;

Продукт проекта Выставка «Дымковский индюк»

Этапы реализации проекта

1. этап – подготовительный (организационный)

• Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом стандартов ФГОС и в соответствии с программой «От рождения до школы».

• Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить демонстрационный материал – дымковского индюка. Собрать изобразительный демонстрационный материал.

• Создание презентации «Дымковская игрушка»

• Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).

2. этап – основной (практический)

Основной этап реализации проекта «Дымковский индюк» включал в себя разные формы работы с детьми.

«Познавательное развитие»

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа: «Где родилась дымковская игрушка

Беседа: «Познакомимся с дымковским индюком»

Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».

Рассматривание дымковских игрушек.

Художественно – эстетическое развитие:

«Рисование» «Дымковский индюк.

«Лепка» «Дымковский индюк».

Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Социально-коммуникативное развитие:

Викторина : «Дымковская игрушка»,

Дидактические игры «Волшебное колесо «Наряжай-ка», «Домино «Дымковские игрушки», «Найди тень», «Найди пару», «Ярмарка игрушек», «Собери пазлы «Дымковские барыни».

«Дымковское лото».

Физическое развитие:

Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».

Пальчиковая игра

«Дымковский индюк»

Физминутка

«Дымковская игрушка»

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Выставка дымковских игрушек.

3 этап – заключительный

• Организация выставки детских работ.

• Оформление результатов проекта в виде презентации.

Дети приобрели значительные навыки в лепке дымковского индюка, усвоили характерные особенности лепки и росписи дымковских игрушек.

В процессе реализации данного проекта ребята более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Дети отличают дымковские игрушки от других игрушек народного промысла.

У старших дошкольников укрепился познавательно-творческий интерес к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой. Цель данного проекта реализована, задачи выполнены.

Список использованных источников:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

Лыкова И. А.

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

4. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

5. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

6. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»

7. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

8. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.

Приложение 1

Викторина: «Дымковские игрушки»

Описание: Данный материал может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп ДОУ. Также может быть интересен учителям начальной школы.

Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Задачи:

Закреплять знания о народном художественном промысле «Дымковская игрушка», как об искусстве, виде творческой деятельности людей.

Прививать любовь и бережное отношение к произведениям народного искусства.

Обогащать представления детей о народной скульптуре (дымковской игрушке, уметь её рассматривать, обращать внимание на её выразительные средства.

Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, учить излагать свои мысли понятно для окружающих.

Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к изобразительной деятельности.

Ход викторины

Ведущий: Отгадайте загадку:

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Дети: Дымковская игрушка.

Вопрос: Какой музей в своей коллекции насчитывает наибольшее число дымковских игрушек? Ответ: Это музей «Дымковская игрушка» в городе Киров.

Вопрос: Где появилась дымковская игрушка? Ответ: В небольшой слободе (микрорайоне) Дымково рядом с городом Хлынов, а ныне городом Киров.

Ребё нок: Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах!

В. Фофанов.

Вопрос: Кто делает дымковские игрушки? Ответ: Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам.

Вопрос: С каким весенним праздником связывают возникновение промысла «Дымковская игрушка»? Какими были первые дымковские игрушки? Ответ: Весенний праздник Вятская свистунья, Свистопляска. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде баранов, коней, козлов, уточек, которые изготавливались зимой и ранней весной к этой ежегодной ярмарке.

Вопрос: Из чего и как лепят дымковские игрушки? Ответ: Из местной ярко – красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, затем идёт сборка, недостающие детали прикрепляют, примазывая, используя для связки и заглаживания уже жидкую красную глину. После чего просушивают несколько дней и обжигают в печи.

Вопрос: Кто делает дымковскую игрушку? Ответ: Один мастер вручную от лепки до росписи.

Вопрос: Чем перед росписью покрывают мастерицы, вынутые из печи остывшие игрушки? Ответ: Ослепительно белым мелом разведённым на снятом молоке.

Вопрос: Какими красками расписывают дымковские игрушки? Ответ: Раньше мастерицы сухие анилиновые краски растирали на яйце, разведённом уксусом или перекисшим квасом. В настоящее время гуашевые краски разводят на яйце или используют темперные и специальные краски для керамики. Для росписи используют 4 – 10 ярких цветов.

Вопрос: Что объединяет все дымковские игрушки? Ответ: Все игрушки яркие, праздничные, нарядные.

Вопрос: Какие цвета любят дымковские мастера? Ответ: Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, синий, малиновый.

Вопрос: Чем мастера расписывают игрушки? Ответ: Сейчас игрушки расписывают колонковыми и хорьковыми кисточками. Раньше мастерицы делали кисти сами из тряпок, наматывая продёрнутый холщовый лоскут на палочку, также лучинки – для наведения глаз. Торцом ровно срезанного прутика наносили пятна.

Вопрос: Какие формы имеют узоры? Ответ: Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки.

Вопрос: Что лежит в основе росписи игрушек кроме геометрического узора? Ответ: Раньше наклеивали кусочки золотистой фольги. Мастерица смачивала кисточку в яичном белке, легко касалась золотистого квадратика и прикрепляла его на кокошники водоноскам и нянькам, на шляпы барыням и т. д. Теперь используют медный поташ.

Вопрос: Чем отличается наряд няньки и водоноски от наряда барыни? Ответ: У няньки и водоноски на голове кокошник, а у барыни – шляпа. У няньки и водоноски поверх юбки, одет фартук с оборками, чтобы не замарать юбку, а у барыни юбка с оборками.

Вопрос: Какой узор на юбке у водоноски? Няньки? Барыни? Ответ: У водоноски – полоски, у няньки – клетки, у барыни – кольца, кружки.

Вопрос: Что отличает пластику дымковских коров, козлов, баранов, оленей от коней? Ответ: Лишь форма рогов и рисунок морды.

Ведущий:

В родимой сторонке над Вяткой-рекой

Есть сказочный домик, известный такой.

Волшебницы в городе нашем живут,

На радость народу их солнечный труд.

Там руки художниц из глины простой

Готовят для нас хоровод золотой.

И дымковских кукол сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

Дети представляют свои любимые игрушки:

Индюк : Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Петушок: Игристым задором зовет петушок,

И солнечно ярок его гребешок.

Уточка: Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет.

Олень: Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Лошадка: Как тянутся руки к глине,

Хочется мять и мять,

Потом получится грива,

Хвост и стать.

Коняшка родимый,

Ты появился на свет,

Какой ты желанный,

Цены тебе нет

Барашек: Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Всадник на коне:

Бока крутые,

Рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине - Егорка.

Козлик: У пестрого козлика крепкие ножки

И золотом блещут ветвистые рожки.

Дуня: Дуня наша круглолица,

Очень любит нарядиться,

Выступает, точно пава,

Улыбается лукаво.

Барыня: Зонтик грибком,

Руки крендельком –

Ходит девица пешком.

Что за игрушка?

Няня: В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню,

Когда подрастешь, Ваня.

Водоноска: За студеною водицей

Водоноска - молодица,

Как лебёдушка плывет,

Вёдра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица - краса,

Тугая чёрная коса,

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт

Барыни и кавалеры: С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Итог:

Всем волшебницам вятской земли

Большое спасибо сказать мы должны.

За то, что их руки не устают

И сказочных кукол для нас создают.

Приложение 2

Физминутка

Индюк. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост

– Точно солнечный цветок,

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

Краткосрочный проект «Дымковский индюк»
Фото «Дымковский индюк»
Краткосрочный проект - фото
Публикации по теме:

Дымковский индюкДымковский индюк В ДОУ большое внимание уделяется по формированию у детей интереса к народному творчеству, к народным традициям и обычаям, к культуре нашего.

Фотоотчет по декоративной лепке «Веселая карусель. Дымковский индюк» в старшей группеФотоотчет по декоративной лепке «Веселая карусель. Дымковский индюк» в старшей группе С 26 по 30 октября в старшей группе «Солнышко» прошла проектно-тематическая неделя "Народное творчество. Дымковские игрушки». Мы продолжили.

Краткосрочный проект «Домашние животные»Краткосрочный проект «Домашние животные» Краткосрочный проект " Домашние животные" Выполнила: Воспитатель МБДОУ детский сад №83 г. Владикавказ Цель проекта: Формировать знания детей.

Краткосрочный проект «Мама»Краткосрочный проект «Мама» Проект в средней группе «День матери» Паспорт проекта Тип проекта: творческий. Сроки реализации: краткосрочный проект (со 2.11.2020 по.

Краткосрочный проект «Мой город»Краткосрочный проект «Мой город» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Мой город» 2. Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы «Звёздочки», родители. 3. Тип.

Краткосрочный проект «Подводный мир»Краткосрочный проект «Подводный мир» Краткосрочный проект «Подводный мир» Воспитатель: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Тип проекта: Информационно – творческий Продолжительность.

Краткосрочный проект «Теремок» Паспорт тематического проекта Тема Педагогический проект по сказке «Теремок» Проблема Детям мало читают сказок, предпочитают чтению просмотр.

Краткосрочный проект «Транспорт»Краткосрочный проект «Транспорт» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41»Краткосрочный проект "Транспорт" Воспитатель:Гончарова.

Мастер-класс по изодеятельности «Дымковский индюк»Мастер-класс по изодеятельности «Дымковский индюк» Добро пожаловать на мой мастер-класс. Сегодня я бы хотела предоставить свою помощь воспитателям, а может быть и учителям начальных классов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Дымковский индюк»
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 11:34
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД