Лучший педагог года

Креативная педагогика в дошкольном образовании

Султанова Альбина
Креативная педагогика в дошкольном образовании

Креативная педагогика в дошкольном образовании.

Каждый человек способен к творчеству — творчеству можно и нужно учить! Научить творчеству детей, подростков и взрослых может только преподаватель-творец.

А. Г. Алейников

Можно ли научить творчеству? Этот вопрос давно интересовал многие выдающиеся умы как в древние века, так и в новое время. Ведь что же такое творчество? Творчеством мы называем такую деятельность человека, когда он создает нечто новое. Творчество нередко односторонне трактуется, как удел избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия, изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники, но так ли это? Думается, что все, что выходит за пределы рутины, и в чем заключена хоть капля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Публикация «Креативная педагогика в дошкольном образовании» размещена в разделах

Современная наука связывает творческое развитие человека с личностным ростом, реализацией индивидуальности; творческое развитие человека означает развитие способности активизировать собственные резервы для жизни в постоянно меняющемся мире, преодолевать внешние препятствия и психологические барьеры.

Американский психолог А. Маслоу утверждал, что общество для своего выживания и самовоспроизведения должно воспитать «новый тип человека», умеющего жить в непрерывно меняющемся мире,- это «творческий тип» личности.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития творчески активной личности.

Дети – это та часть населения, которая больше всего способна к выдумке, фантазиям, творческому подходу в решении любого вопрос. Воспитатель дошкольного учреждения должен быть готов, посредством определенных педагогических приемов, научить детей мыслить креативно, добиваясь получения ответов на самые каверзные вопросы путем цепочки логических умозаключений, т. е. не только в художественно-эстетической деятельности и конструировании, но в том числе и в речемыслительной деятельности.

Наша цель – развитие творческого воображения дошкольников и поиск различных решений сложных задач, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни.

Однако в процесс творческого поиска можно встретиться со многими видами психологической инерции:

- барьер неприятия нового, когда в наличии имеются уже проверенные варианты решения подобных задач, и нет видимой необходимости в новых вариантах;

- инерция авторитета, при которой некоторая информация принимается на веру, без проверки;

- неумение увидеть возможность использования имеющихся или полученных решений в областях, отличных от решения задачи.

Сл. 4 - Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, если человек работает лишь потому, что должен, либо чтобы не потерять престиж, то деятельность (осуществляемая на уровне действия) выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемого. Отмечая высокие способности такого человека, не следует говорить о его высоком творческом потенциале, поскольку творчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место развитие деятельности к инициативе самой личности (фактически саморазвитие деятельности, а это и есть творчество [Богоявленская Д. Б. ].

Это позволяет сделать вывод: что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и даже любовь к делу).

«Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества», - говорит М. Горький.

Сл. 5-Что такое креативная педагогика?

Креативная педагогика - наука и искусство творческого обучения.

Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего.

Сл. 6- Предметом изучения креативной педагогики являются психолого-педагогические особенности, закономерности и механизмы формирования творческой личности.

Сл. 7- Цель креативной педагогики :

- изучение и описание психолого-педагогических особенностей, закономерностей и механизмов креативного обучения и воспитания личности;

- преобразование любого вида образовательной деятельности в творческий процесс, который воспитывал бы творческих личностей (людей, “на всю оставшуюся жизнь” умеющих и любящих самообучаться. Такой процесс преобразования традиционной образовательной деятельности называется “креативной или творческой ориентацией”.

Сл. 8- Остановимся на истории становления креативной педагогики. Термин «креативная педагогика» появился в 90-е годы ХХ века.

К 2006 креативная педагогика в форме многочисленных программ для учителей, менеджеров, и руководителей в области образования и бизнеса распространились от США до Пакистана, Сингапура, Таиланда и Южной Африки.

В России, этот термин также использовался как "коллективная креативная педагогика"в работе Иванова И. П.

Креативная педагогика вбирает в себя результаты исследований в области развития творческого потенциала таких авторов, как Уоллес (Graham Wallas, Осборн (Alex Osborn, Гордон (Gordon, Гилфорд (J.P. Guilford, Д. Б. Богоявленской, Д. Б. Эльконина

Сл. 9- Креативная педагогика - это наука и искусство творческого обучения, или, другими словами, знание и исследование того, как формировать (развивать) творчество и творческую личность, а также умение и искусство применять это знание, т. е. делать это творчески в любом предмете обучения.

Сл. 10 – Основные понятия креативной педагогики

ТВОРЧЕСТВО Деятельность или результат деятельности человека, обладающие

определенной новизной, значимостью и полезностью

КРЕАТИВНОСТЬ Интеллектуальная способность и готовность к творчеству, характеризует

личность в целом, проявляется в различных сферах деятельности

(от лат. сreatio –созидание). Способность порождать необычные идеи,

отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать

проблемные ситуации.

КРЕАТИВНАЯ (ТВОРЧЕСКАЯ) ЛИЧНОСТЬ Личность, способная и готовая к творчеству и имеющая объективные

творческие результаты.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Индивидуальные особенности человека, проявляющиеся при успешном

осуществлении творческой деятельности и позволяющие оценить ее

результативность.

Сл. 11– Стадии становления креативной личности

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ Креативность додеятельностная, характеризующая врожденные

предпосылки креативности индивида с точки зрения его

готовности к приобретению креативности, к проявлению

творческой активности.

«ПЕРВИЧНАЯ» («ОБЩАЯ») КРЕАТИВНОСТЬ Общая способность к творчеству, развивающаяся у детей до

6-7 лет. Развитие «первичной» креативности осуществляется

как развитие общей творческой способности, не

специализированной по отношению к определенной области

человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого

этапа наступает в 3-5 лет.

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ»

КРЕАТИВНОСТЬ Способность к творчеству в определенной сфере человеческой

деятельности, развивается на основе общей креативности под

влиянием опыта профессиональной творческой деятельности.

Сл. 12- Условия развития креативной личности :

Креативная среда. Для проявления творчества нужна свободная, непринужденная обстановка.

Креативная личность. Самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическая ориентация, способность рисковать – черты потенциально относящиеся к творческим.

Креативный продукт. Достаточно часто человек творит не ради общесственного признания, а чтобы испытать «муку творческую» - то состояние подъема, которое позволяет ему ощутить себя человеком.

Воображение – основа творческого процесса.

Сл. 13 – Креативная педагогика обобщает

уроки искусства

техническое творчество

психологию творчества

речемыслительную деятельность

творческое решение проблем

творчески-ориентированные программы обучения

Сл. 14 - Креативная педагогика нацелена на формирование нового творческого мышления педагога, ведь только творческая личность может воспитать другую творческую личность.

Как говорил немецкий педагог А. Дистервейг «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Фотоотчет «Наша креативная елочка»Фотоотчет «Наша креативная елочка» Не секрет, что Новый год - самый главный праздник, самый сказочный праздник, самый чудесный праздник, который ждут дети и взрослые. Когда.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Фотоотчёт «Креативная самоизоляция первой «А»Фотоотчёт «Креативная самоизоляция первой «А» На улице весна. Хочется гулять, больше дышать свежим воздухом, но по вынужденным причинам мы все сидим дома. С утра до позднего вечера по.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Креативная «Ёлочка в сапожках»Креативная «Ёлочка в сапожках» И подборка стихов про ёлочку: Ну и елка! Просто диво! Как нарядна! Как красива! Вот огни зажглись на ней, Сотни крошечных огней! И,.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Смотр-конкурс «Креативная елочка»Смотр-конкурс «Креативная елочка» Смотр-конкурс проводится на базе МБДОУ ДС "Лазорики" г. Волгодонска Участие в конкурсе подготовительной к школе группы№15 "Колокольчик".

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Креативная педагогика в дошкольном образовании
Опубликовано: 17 октября 2020 в 19:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД