Папки-передвижки

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы)

Наталья Копотиенко
«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы)

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

ФГОС дошкольного образования направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

Публикация «„Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании“ (из опыта работы)» размещена в разделах

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование целостной картины мира,

- расширение кругозора детей.

Дети — прирожденные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Важно то, что самые ценные и прочные знания детей добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО : наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

Основной целью своего исследования считаю : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста посредством экспериментально-проектной деятельности.

Основные направления работы и способы их реализации:

Во-первых, создание предметно-развивающей среды:

- создание зон экспериментирования, опытно-поисковой работы;

- создание библиотеки познавательной литературы для детей;

Во-вторых, формирование у детей навыков экспериментальной деятельности:

- обучение дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности.

В-третьих, взаимодействие с родителями детей:

- ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм.

В-четвертых, оценка уровня сформированности навыков экспериментально-проектной деятельности :

- мониторинг.

В своей деятельности я, использую следующие виды проектов :

исследовательские - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта;

игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

информационные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников;

творческие: в виде совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде выставки, альбома пр.

комплексные, например;

индивидуальные, например;

Основные этапы моей работы по каждому проекту :

Первый этап. Решаются следующие задачи:

– дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения;

– дети включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы;

– воспитатель пробуждает в детях потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

Второй этап. Я приобщаю детей к исследовательской деятельности : формирую исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Свою задачу я вижу в создании таких условий для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера.

Например, в процессе проведения проекта организуем серию познавательных игр: «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет.

Одна из главных ситуаций, в которую надо ставить ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера — проблемная. Опыт свидетельствует : наиболее эффективно процесс протекает в тех случаях, когда ребенок исследует именно такую ситуацию. На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность.

Третий этап. Его цель — организация собственной деятельности детей в процессе деятельности.

Основная задача — увеличить долю самостоятельности ребенка в решении познавательных проблем, поставленных как мною, так и самими детьми.

Но без помощи родителей не обойтись. Главными задачами во взаимодействии с родителями являются: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов; активизация и обогащение воспитательских умений родителей.

Индивидуальный проект «Загадочные слоны».

Здесь родители активные участники в реализации проекта. Взрослые выступают в роли партнера и носителя информации для ребенка, являются помощниками в его саморазвитии.

В процессе исследовательской работы, ребенок, с помощью мамы и папы, более углубленно изучает выбранный объект. Ищет ответы на, казалось бы, простые для взрослых вопросы: Какие бывают слоны? Где они живут? Зачем слону такой длинный хобот? И другие.

Была подготовлена и показана интересная презентация о жизни слонов. Итогом стала выставка творческих работ детей.

Исследовательский творческий проект «Что мы знаем о снеге?».

Когда с детьми зимой выходим на прогулку, всегда при наблюдениях у них возникает большое количество вопросов: Почему снег белый? Как он появляется? Почему его нельзя есть? Почему тает? Почему скрипит?

Возникла идея, с помощью исследовательского проекта, найти ответы на все их вопросы. Цель проекта : исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Методы исследования : беседа с детьми, найти информацию про снег в книгах, в Интернете; спросить у взрослых; наблюдения; опыты со снегом и льдом, рассматривание картин, чтение художественной литературы, лепка из снега, подвижные игры, художественная и трудовая деятельность.

Итог проекта : презентация, стенгазета «Мы мороза не боимся», выставка детских работ «Зимушка-зима».

Комплексный проект «Лук - зеленый друг».

На первом этапе проекта дети просто поиграли с репками лука, рассмотрели их как следует и, под моим руководством, разобрались с характерными признаками и особенностями этих полезных овощей. Что луковицы бывают гладкими, круглыми, желтыми; большими, средними и маленькими; что у них есть верхушка, корешки. Была создана проблема: откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

На втором этапе было организованно обустройство «грядки», на которой луковки начали «пить воду» из стаканчиков. Результаты наблюдений отражались на страницах специального дневника. А вскоре пришло время сажать луковицы уже в землю. Далее провели эксперимент с луком: одну ёмкость выставили на ежедневно освещаемое солнцем место, а другую - нет. Результаты не заставили себя долго ждать: помещенный на светлое место зеленый лук значительно отличался от растущего в тени, своим ярким цветом и мощными побегами.

Итог проекта : Дети поняли, что растениям нужен уход. Если их поливать, рыхлить землю, содержать на солнце, то можно получить хороший урожай. А ещё зеленый лук стал полезной витаминной добавкой к обеду.

В результате проделанной работы значительно улучшились следующие показатели детской деятельности:

- использование дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

- изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности в ее решении).

- повышение уровня познавательных способностей детей.

- улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

Сделаем вывод, что достоинство проектной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей.

Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей.

Публикации по теме:

Использование проектного метода при взаимодействии с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) Почему именно проектный метод становится ведущей формой работы с детьми и родителями? Проектная деятельность в соответствии с законом «Об.

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы) Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода,.

Описание опыта работы «Использование фольклора в воспитании и образовании детей дошкольного возраста» Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Метод проекта в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у дошкольников вызывает деятельность практического характера, изучение.

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании детей младшего дошкольного возраста Моя работа по данной теме проводилась в течение двух лет. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Работа городского ресурсного центра «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС» Кочубеева Наталья Вячеславовна старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 21 городского округа Железнодорожный.

Районный семинар для воспитателей «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте в условиях реализации ФГОС до»Районный семинар для воспитателей «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте в условиях реализации ФГОС до» Рекомендации: • Устанавливать содержательные связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы).

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы)
Опубликовано: 10 июня 2017 в 12:16
+114Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД