Алёна Михайловна Москалёва
Кризис 3-х лет (памятка для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наи-более трудных моментов в жизни ребенка. Это - разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения.
Изменение позиций ребенка, возрастание его самостоятельности и актив-ности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Кризис трех лет имеет определенные характеристики.
Публикация «Кризис 3-х лет (памятка для родителей)» размещена в разделах
Негативизм. Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив - сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В 3 года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непос-редственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а от-ношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне си-туации, данной ребенку. Негативизм - кризисное явление, которое должно исчез-нуть со временем.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрос
лым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определя-ет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся об-стоятельствах ребенок не может. Упрямство - не настойчивость, с которой он до-бивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.
Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желанииях, и недо-волен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребенок хочет все сделать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса 3 лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответст-вует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте - бунте. В семье с единственным ребенком может по-явиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает рев-ность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетер-пимого отношения к другим детям.
Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т. п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отно-
шение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем - в подростковом возрасте.