Папки-передвижки

Круглый стол для воспитателей «К школе готов»

Марина Горева
Круглый стол для воспитателей «К школе готов»
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол для воспитателей «К школе готов»

Организационный момент:

Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

Публикация «Круглый стол для воспитателей „К школе готов“» размещена в разделах

На данном семинаре мы постараемся все вместе раскрыть структуру психолого-педагогической готовности будущего первоклассника к школе.

Основной этап:

1. Работа в подгруппах: составить «портрет идеального первоклассника».

2. Работа в подгруппах: Давайте разобьемся на две группы и постараемся сформулировать понятие «готовность ребенка к школе»

Вывод:

Итак, готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой : ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

3. Информационный блок: Особенности и потребности современного ребенка:

Исследования, проводимые сегодня психологами показывают, что современный ребенок отличается от своего сверстника 10- 20 лет назад. Изменение требований общества и изменения самих детей требуют сегодня смещение акцентов работы. На современном этапе развития общества произошли изменения в целом и детства, и изменения в отношениях детей и родителей. Сегодня снижена родительская мотивация: я хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать. Наблюдается ситуация разорванных связей - ребенок находится в более узком кругу. Если раньше дети спокойно гуляли во дворе, то сегодня близкий коллектив более конкретный (семья, детский сад, класс). Дефицит общения детей со сверстниками и чужими взрослыми затрудняет формирование адекватной самооценки, формирование статуса ученика. Согласно полученным данным высокий и средний уровень сформированности личностного развития наблюдается у 89% дошкольников.

Последние исследования отмечают снижение когнитивного развития детей. Только до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно-пространственное восприятие, память, зрительно-моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности. Дети, имеющие несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе высокого риска и составляют от 5 до 7%. Большинство будущих первоклассников имеют средний уровень сформированности перечисленных функций. У 35% отмечены трудности организации деятельности - непонимание инструкции, неумение работать по плану и контролировать правильность выполнения работы, проверять, находить и исправлять ошибки. Крайне низкий уровень действий, где требуется внутреннее удержание правил и оперирование в плане образов. Трудности зрительно-пространственного восприятия наблюдаются у 30% детей, что согласуется с данными РАО. Эти сложности являются предвестниками сложностей в обучении навыкам письма и чтения. Значительное число детей (до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка в семье и детском саду.

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций отражают зрелость нервно-мышечной регуляции и произвольной регуляции деятельности и являются основной базой для формирования навыков письма и других двигательных действий. До 44% детей имеют низкий уровень развития этих функций. Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению. В период от 5 до 7 лет функциональные системы мозга, обеспечивающие произвольные формы психической деятельности, проходят стадию качественных изменений и индивидуальный разброс в темпах их созревания достаточно высок. Паспортный возраст ребенка на этом этапе развития может не совпадать с биологическим и отличаться на полтора года.

Сегодня отмечается экранная зависимость детей и как следствие возбудимость, переутомление, идет подмена ценностей у детей. Качественно меняется восприятие - неумение удерживать, концентрировать внимание: нет целого образа восприятия, отсюда возникают проблемы в обучении чтению; неумение себя занять. Уровень развития ролевой игры снижен. Отмечается падение любознательности и воображения как способности планирования действий. Это связано с особенностями функционального развития мозга детей и длительным созреванием регуляторных механизмов.

Увеличивается количество детей с эмоциональными проблемами. До 59% детей имеют несформированность эмоциональной сферы. Считается, что это влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных способностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые реакции на критику и оценки, неадекватное поведение. Из расстройств эмоциональной сферы часто встречаются повышенная тревожность, агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм, демонстративность.

Вместе с тем, увеличивается количество одаренных детей. Динамика интеллектуального развития детей становится быстрее по сравнению с предыдущим поколением.

Возрастает количество неполных семей. Прогнозируется через 10 лет увеличение таких семей до 40 %. Педагогам нужно научиться работать с такими детьми.

Вывод:

Итак, назовем основные компоненты «готовности к школе» : мотивационный компонент, интеллектуальный компонент, эмоционально-волевой компонент, коммуникативный компонент, речевой компонент, физиологический компонент.

4. Работа в микрогруппах: сформулируйте определение каждого из компонентов готовности к обучению в школе.

Вывод:

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент - наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций речи.

Физиологический компонент - (навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).

5. Упражнение «Мозговой штурм» : Какими методами можно помочь в развитии этих компонентов?

(Обсуждение)

6. Решение педагогических ситуаций:

Ситуация 1. Арсений (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Арсения сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Какой компонент готовности не сформирован у Арсения. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Арсения в школьном классе. Что можно посоветовать родителям?

Ситуация 2. Мама Дани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу. Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Ситуация 3. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой. Какой компонент готовности не сформирован? Что можно посоветовать родителям?

Ситуация 4. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:

«В школе двойки будут ставить»

«Играть будет некогда»

«В школе программа трудная»

Ситуация 5. Пятилетнего Глеба «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим. Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?

Заключительный этап:

Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.

Публикации по теме:

«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания»Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания» Цель: формирование у законных представителей представления о значимости правильного питания детей, как составной части культуры здоровья.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу» Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу». 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы. • Оказывает ли среда влияние.

Круглый стол для детей 4–5 лет «Маленькие знатоки Родины»Круглый стол для детей 4–5 лет «Маленькие знатоки Родины» Круглый стол «Маленькие знатоки Родины» Возраст детей 4-5 лет Авторы: Иващенко Ольга Ивановна – воспитатель высшей квалификационной категории.

Круглый стол «Мы за жизнь без табака!» для подростков 12–17 летКруглый стол «Мы за жизнь без табака!» для подростков 12–17 лет Круглый стол «Мы за жизнь без табака!» В старшей группе ГКУ СРЦН «Надежда» прошло профилактическое мероприятие по пропаганде отказа от.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!»Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для воспитателей «К школе готов»
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 22:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол для воспитателей «К школе готов»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Горева (УИ 800421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД