Лучший педагог года

Кружок «Умники и умницы»

Наталья Егорова
Кружок «Умники и умницы»

Кружок «Умники и умницы».

1. Пояснительная записка.

• Актуальность.

В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на преддошкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе. Образование в этот период должно способствовать развитию способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребёнка.

Публикация «Кружок „Умники и умницы“» размещена в разделах

Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 6-7 лет него возраста учение – это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.

Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не сколько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметов и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнка смысла учебных задач, их отличая от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развития волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

• Новизна.

Изучив ряд методических пособий и литературы по развитию познавательной деятельности старших дошкольников я считаю, что их косвенно можно разделить на две категории:

• Знание и умения, которыми ребенок овладевает без обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во временя просмотра телевизионных передач;

• Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на знаниях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.)

Система знаний включает две зоны – зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полу знаний.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначение предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняется вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируется обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одно из важнейших основ компетентности ребенка- дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

• Цель программы.

Формирование познавательной сферы старших дошкольников.

1.5. Задачи программы.

Выше названная цель реализует путем решения следующих задач:

1. Развивать наглядно – образованное и логическое мышление;

2. Способность улучшению зрительного и слухового восприятия;

3. Развивать воображения детей, произвольность внимания;

4. Создавать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.

5. Развивать творчески активную личность.

Отличительной особенностью программы кружка является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно - образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.

• Возраст детей.

• Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5,5 – 7 лет. Выстраивая программу развивающих занятий, прежде всего, ориентировалась на возрастные характеристики детей, на их опыт, умение, на их интерес как энергетическую основу регуляции взрослым познаниям, общением и поведением ребёнка. При организации занятий с детьми принимала во внимание не только наличие возможности ребёнка, но и «зону его ближайшего развития». Основным критерием здесь выступает способность ребёнка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого. А также при проведении этих занятий следовала принципу от простого к сложному. Учитывались индивидуальные возможности детей.

Структура занятий. Занятия проводятся в группе 10 человек, исходя из того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребёнка со сверстниками она наиболее приемлема. Занятия построены в доступной и интересной форме, имеет общую гибкую структуру, разработанную с учётом возрастных особенностей дошкольников.

• Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы – 1 год.

• Формы и режим занятий.

При наполняемости группы 10 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.

Занятия проходят каждый четверг месяца с 15ч. 45 мин. до 16юч. 15 мин.

Продолжительность занятий – 30 минут. Гибкая форма организации занятия позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желание, состояние здоровья, уровень овладения познавательными навыками, нахождение на определённом этапе развития и другие возможные факторы.

В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутки, релаксационные упражнения.

В целях развития у детей познавательных процессов, формирования интересов и мотивации учения, необходимых для успешного обучения в школе предлагаются различные игры, задания и упражнения. Они помогают развивать как один, так и несколько психических процессов, а также волевую, двигательную сферы, помочь ребёнку снять эмоциональное напряжение и обучить способам регуляции.

• Ожидаемые результаты.

Данная программа кружка создаёт условия для развития у детей познавательных интересов. Вызывает у него чувство уверенности в свих силах. В возможностях своего интеллекта. Предполагается у детей развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезновения боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.

- развивает познавательные процессы детей (память, внимание, мышление)

- прививает привычку учиться с удовольствием.

- Обеспечивает необходимый базовый уровень знаний, умений, навыков, которые помогут в дальнейшем хорошо и легко учиться.

К 7 годам ребё нок:

Вступает в контакт со взрослыми. Называет свои имя, фамилию. Возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают родители, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных и нейтральных цветов и оттенков, геометрические фигуры, различает по величине 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятии: «цветы». «транспорт», «части суток» и т. д.

1.10. Педагогическая диагностика.

Результативность и эффективность занятий просматривается при диагностического обследования детей до начала работы кружка, и после по следующим методикам:

«корректурная проба для школьников».

«10 предметов».

«повторение слов и предложений».

«пересказ любимой сказки».

Виды контроля:

• Диагностика в начале и в конце года

• Постоянное наблюдение за деятельность детей на занятиях

• Рефлексия

1.11. Формы проведения итогов реализации программы.

• Диагностический метод;

• Наблюдение;

• Бесед.

3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

Работа кружка «Умники и умницы» основана на нормативных документах, в том числе:

--- Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;

--- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И Логинова, Т. И Ноткина и др; под ред. Т. И. Бабаевой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - 244с. – СПБ: Детство-Пресс, 2003

3.2 Преемственность.

Программа кружка предполагает :

- сформировать у старших дошкольников познавательные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребёнку освоить позицию «будущего школьника».

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как преемник дошкольной ступени, не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребёнка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

4. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

На занятиях активно используются различные методы обучения.

• Подвижные и малоподвижные игры;

• Элементы психомышечной тренировки (психогимнастика);

• Продуктивные виды деятельности;

• Словесные игры;

• Дидактические игры;

• Развивающие задания на индивидуальных листах.

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

Индивидуальные карты для каждого ребёнка, паглядный материал, мягкие игрушки, наборы наглядного материалы, счётные палочки, подносы с песком, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон с аудиозаписями.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Основные проблемы и перспективы развития дошкольного образования в РФ В современном обществе отводится все большая роль дошкольному образованию, которое не уступает с точки зрения емкости последующим ступеням.

Автор публикации:
Кружок «Умники и умницы»
Опубликовано: 21 января 2015 в 19:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД