Лучший педагог года

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по программе Разумовской М. М.

Ольга Перькова
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по программе Разумовской М. М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) создана на основе Примерной программы основного общего образования, 2010 г. Министерства образования Российской Федерации.

Публикация «Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по программе Разумовской М, М,» размещена в разделах

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; УМК по предмету, основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; таблицу по распределению учебных часов, требования к уровню подготовки выпускников, календарно – тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой, языковой и культуроведческой компетенций.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку :

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения, интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом, организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевое общение

Умение общаться – важная часть культуры человека.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат, обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Речевая деятельность

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание, говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социальнобытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка : разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия, публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Культура речиПонятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе М. М. Разумовской.

№ п/п

Дата

проведения

Темы уроков

Тип урока

Формы работы,

Контроль

ЭУ УУД. Планируемый результат и уровень усвоения.

Компетенции:

Учебно-познавательная Информационная

Базовый

уровень Продвинутый уровень

I ЧЕТВЕРТЬ

1

ВВЕДНИЕ(1ч)

Русский язык как развивающееся явление. урок усвоения новых знаний Диктант,

беседа Уметь обобщать знания

о языке, полученные

в 5–6 классах.

Знать некоторые особенности развития русского языка Знать понятия : русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления

Уметь работать

с учебной и справочной литературой

2 Повторение(29ч.)9ч. Р. Р.

Повторение изученного в 5-6 кл.

Этимология как раздел лингвистики (этимологические словари, этимологические разборы слов) -понятие об этимологии как о науке

-формирование умения пользоваться этимологическим словарем

-орфографический и пунктуационный повтор

3

Рр Текст. Стили речи. Урок развития речи

(повторение,

закрепление) Работа

с текстом: составление плана, выделение смысловых частей Знать основные признаки текста, стили речи.

Уметь анализировать текст, определять его стилистическую принадлежность. Уметь создавать тексты различных стилей речи. Работая с литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным стилям речи

4-5

Рр Текст. Типы речи. Урок развития речи

(повторение,

закрепление) Работа

с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать текст, определять его типовую и стилистическую принадлежность. Уметь создавать тексты различных типов речи. Работая с литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи

6 Орфоэпия. Ударение словесное и логическое. урок повторения практикум Повторить соотнесенность произношения и написания слов в русском языке знать орфоэпические нормы и соблюдать их в устной речевой практике. Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарем

7-8 Фонетика. Звуковая сторона речи. уроки повторения и обобщения справочник,

практикум, фонетический разбор Знать характеристики звуков, понимать термины, связанные со звуковой стороной речи и оперировать ими.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я) Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приёма в создании художественного образа Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарем

9-10-11 Словообразование знаменательных частей речи

Способы словообразования

Словообразовательная цепочка

Словообразовательные гнёзда

Неморфологические способы образования слов уроки повторения и обобщения Практикум, распределительный диктант,

тест Вспомнить способы словообразования; понятие – исходное слово

Закрепить навыки словообразовательного разбора.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова. Уметь составить слово по заданной схеме, дать характеристику слова, опираясь на схему. Уметь работать

с морфемным и словообразовательным словарями

12

К Контрольная работа по разделам «Фонетика», «Словообразование» Урок контроля Тематические задания Уметь применять полученные знания.

13-14

Рр Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. Урок развития речи

(повторение,

закрепление) Работа

с текстом Знать способы и средства связи предложений в тексте.

Уметь анализировать текст, определяя способ связи и средства связи предложений в тексте. Уметь создавать тексты, пользуясь разными способами и средствами связи Собственное связное высказывание

15-16

Рр Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания «Лёнька, любимец ребят». Уроки развития речи

Анализ текста.

Изложение. Знать памятку «Как писать изложения».

Уметь пользоваться памяткой, знать и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы Уметь адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости. Уметь работать

с текстом

Орфография. /Пунктуация/

17 Правила употребления Ъ и Ь. урок повторения и закрепления Практикум:

разные виды диктантов.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать правила употребления на письме Ъ и Ь как разделительных, а также Ь для обозначения мягкости

Уметь применять правило, грамотно определяя функцию Ъ и Ь Безошибочно писать слова с данными орфограммами Уметь работать с орфографическим словарем

18 Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. урок повторения и закрепления Практикум:

разные виды диктантов.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Уметь различать слова как части речи

Знать правила правописания Ь после шипящих в словах разных частей речи. Безошибочно писать слова с данными орфограммами Уметь свёртывать информацию в схему, таблицу

Уметь работать с орфографическим словарем

19 Правописание О - Ё после шипящих и ц в разных морфемах. урок повторения и закрепления Дифференцированные задания.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Уметь различать слова как части речи

Знать правила правописания О - Ё после шипящих и ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами Уметь свёртывать информацию в схему, таблицу

Уметь работать с орфографическим словарем

20

К (по графику) Входная работа.

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Урок контроля Диктант

с грамматическим заданием Уметь применять полученные знания. Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка. Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке

21-22 Правописание приставок

Единообразное написание приставок и приставок на З/С

Приставки пре- и при- уроки повторения и закрепления Практикум:

разные виды диктантов.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать группы приставок с учётом их правописания

Уметь привести соответствующие примеры Безошибочно писать слова с данными орфограммами Уметь работать с орфографическим словарем

23-24 Орфограммы в корнях слов

Согласные

Гласные уроки повторения и закрепления Практикум:

разные виды диктантов.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать виды орфограмм в корне слова

Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание

Владеть способом подбора проверочных слов Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Знать частотные слова с буквами

О – Ё после шипящих Уметь работать с орфографическим словарем

25-26 3часа Правописание суффиксов

Единообразное написание

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Н – НН в суффиксах прилагательных и причастий уроки повторения и закрепления Дифференцированные задания.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать частотные, вызывающие трудности на письме суффиксы существительных и прилагательных.

Знать суффиксы причастий и условия их употребления.

Уметь приводить примеры и разграничивать суффиксы прилагательных и причастий с Н - НН Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Уметь работать

с морфемным и словообразовательным словарями

27-28 Правописание окончаний

Гласные в окончаниях именных частей речи

Гласные Е – И в окончаниях глаголов уроки повторения и закрепления Практикум:

разные виды диктантов.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать правила правописания окончаний слов разных частей речи

Уметь определять спряжение глаголов Верно писать окончания в словах на основе правил Уметь работать с орфографическим словарем

29-30 Правописание НЕ с разными частями речи. уроки повторения и закрепления Дифференцированные задания.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать правила правописания НЕ со словами разных частей речи

Уметь привести соответствующие примеры Уметь определять в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах Уметь свёртывать информацию в схему, таблицу

Уметь работать с орфографическим словарем

31 Дефисное написание слов. урок повторения и закрепления тренировочные упражнения,

словарный диктант Знать и приводить примеры употребления дефиса в предлогах, сложных словах, местоимениях. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов Составление собственного текста со словами с дефисным написанием

32-33 Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в предложениях, осложнённых оборотами уроки повторения и закрепления Самостоятельная работа, практикум, схематический диктант

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях. Уметь «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме. Уметь работать

со справочной литературой (памятки)

34-35

К Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение: орфография, пунктуация»

Урок контроля Диктант

с грамматическим заданием Уметь применять полученные знания. Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка. Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке

II ЧЕТВЕРТЬ

36-37 Лексика. Лексическая система языка. уроки повторения и закрепления Практикум, лексический диктант, сочинение-миниатюра Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы. Уметь работать со словарями и другой справочной литературой; систематизировать и структурировать

38-39

Рр Публицистический стиль речи. Речевая ситуация. Языковые и речевые средства. Уроки развития речи

Работа

с текстом (чтение, выделение основных компонентов, анализ) Повторить изученные стили языка.

Знать особенности публицистического стиля.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста. Уметь создавать тексты различной стилистической направленности. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделяя их особенности

40-41

Рр Заметка в газету.

Характеристика жанра. Уроки развития речи

Работа

с текстом (чтение, выделение основных компонентов, анализ) Знать особенности жанра заметка: тематика, цель речи, характерные языковые особенности.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста. Уметь использовать в собственной заметке средства публицистического воздействия на читателя Уметь работать с газетами, журналами, находя в них заметки, аргументируя.

Создание собственного высказывания

I. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

1. НАРЕЧИЕ (24 часа) 8ч. РР/сочинение/

42-43 Наречие как часть речи.

Цель: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для “живописания действия” уроки усвоения новых знаний упражнения,

анализ примеров, работа с текстом Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Уметь находить наречия

в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. Знать, что синтаксическая роль наречия в предложении – обстоятельство, определение. Образование наречий мельком и пешком. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

44-45 Разряды наречий по значению. урок усвоения новых знаний.

Закрепление Разные виды диктантов,

анализ примеров, работа с текстом Знать разряды наречий по значению

Уметь определять значение употреблённых в тексте наречий Понимать роль, значение наречий для текста Умение работать с таблицей

46-47 Степени сравнения наречий.

Цель: познакомить со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксической ролью наречий

в сравнительной степени в предложении, формирование умения образовывать наречия сравнительной степени, определять их синтаксическую роль в предложении, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного урок усвоения новых знаний.

Закрепление проблемные задания,

анализ примеров, работа с текстом Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречия, синтаксическую роль в предложении.

Уметь определять синтаксическую роль наречий в предложении, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной степени. Знать разряды имен прилагательных, синтаксическую роль прилагательных и наречий в сравнительной степени; слова категории состояния, составные именные сказуемые. Умение сворачивать информацию в таблицу

48-49 Словообразование наречий.

Цель: знакомство как с морфемными способами образования наречий, так и с неморфологическим способом образования.

Совершенствование общеучебных навыков (работа с книгой, словарем) урок усвоения новых знаний.

Закрепление Работа

с опорными записями, упражнения Знать морфологические способы образования наречий

Знать о неморфологическом способе образования частей речи.

Уметь отличать наречия

от существительного или местоимения с предлогом. Знать, что есть группа наречий, которые не могут быть написаны раздельно, т. к. слов, от которых они образованы, в современном языке уже не существует. Уметь работать

с морфемным и словообразовательным словарями.

50-51 Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений урок усвоения новых знаний.

Закрепление Практикум, распределительный диктант.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать правописание наречий, предложенных для заучивания

Уметь на грамматико-семантической основе разграничивать наречия и созвучные формы других частей речи Приведение примеров, подбор аргументов Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

52 Правописание НЕ с наречиями на –о, -е

Цель: формирование навыка правописания не с наречиями урок усвоения новых знаний.

Практикум,

словарный диктант.

Повторить правописание не с именными частями речи

Знать правило о слитном и раздельном написании не

с наречиями.

Уметь грамотно писать не

с наречиями. Сложный случай: когда рядом с прилагательным есть наречие меры и степени очень некрасивый, то не не “отрывается” от слова, а пишется слитно. Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

53-54 Правописание Н – НН в наречиях на –о, -е.

Цель: формировать навык написания н и нн в наречиях, оканчивающихся на о (ё) урок усвоения новых знаний.

Закрепление Работа

с опорными записями, анализ примеров, упражнения

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Повторить правописание

н и нн с именами прилагательными.

Знать условия выбора написания н и нн в наречиях.

Уметь применять правило, основываясь на определении части речи, в которой встретилась орфограмма. Приведение примеров, подбор аргументов Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

55 Правописание гласных после шипящих на конце наречий.

Цель: познакомить с условиями выбора и написания букв о и ё после шипящих на конце наречий. урок усвоения новых знаний.

Работа

с опорными записями, анализ примеров, упражнения.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий.

Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма. Знать правила правописания о и ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях. Приведение примеров, подбор аргументов

56-57

Рр Публицистическое рассуждение. Урок развития речи

Работа

с текстом (чтение, выделение основных компонентов, анализ) Вспомнить особенности текста рассуждения и его виды

Знать языковые средства публицистической выразительности и Уметь находить их в текстах Аргументация собственной речи при анализе текста Самостоятельно находить тексты рассуждения публицистического стиля

58-59

Рр Сочинение – рассуждение публицистического стиля речи «Хочу» и «надо». Урок развития речи

Сочинение

(подготовка, написание) Знать особенности публицистического рассуждения и языковые средства публицистической выразительности.

Подбор аргументов по

теме Умение в собственной письменной речи употреблять языковые средства публицистической выразительности Собственное связное высказывание по теме

60 Написание о и а на конце наречий

Цель: формирование навыка написания букв о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. урок усвоения новых знаний.

Тренинг,

Упражнения

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать, что выбор суффикса наречия связан с определенной приставкой. Уметь отличать наречия от существительного с предлогом. Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

61-62 Правописание дефиса

в наречиях.

Цель: формирование навыка написания дефиса в наречиях урок усвоения новых знаний.

Закрепление Упражнения.

Анализ.

Тренинг.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль

Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных.

Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных. Различать наречия с приставкой по- и суффиксом -ому- (-ему-) от омонимичных прилагательных типа по зимнему лесу – одеться по-зимнему. Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

63 Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях урок усвоения новых знаний.

анализ примеров, упражнения.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать условие правописания не, ни в отрицательных наречиях.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой Уметь различать отрицательные слова: местоимения и наречия Отражение

в письменной форме результатов своей деятельности

64 Правописание ь на конце

наречий после шипящих.

Цель: формирование навыка написания ь после шипящих на конце наречий, повторение аналогичных правил урок усвоения новых знаний.

Упражнения.

Анализ.

Тренинг.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой Правильно писать орфограмму Ь в словах других частей речи.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге. Приведение примеров, подбор аргументов

65 Повторение по теме «Наречие. Правописание».

Цель: систематизация

и обобщение знаний о наречии урок повторения и обобщения Анализ.

Тренинг.

ТЕСТ Знать особенности наречия как части речи; основные орфограммы, изученные в разделе “Наречие”.

Уметь определять синтаксическую роль наречий; видеть их в тексте. Знать словарные слова, изучаемые в разделе “Наречие”.

Уметь определять роль наречий в тексте Умение систематизировать и обобщать

66– (67)

К Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

Цель: определить уровень усвоения изученного материала Урок контроля Диктант

с грамматическим заданием Уметь применять полученные знания. Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке

III ЧЕТВЕРТЬ

68- 69 Употребление наречий в речи.

Произношение. урок усвоения новых знаний Работа

с текстом.

Анализ. Знать обстоятельственные и определительные наречия

Уметь определять роль наречий в текстах разных стилей речи Уметь аргументировать выбор наречий в тексте и употреблять их в собственной речи Уметь работать с орфоэпическим словарём

70-71-72

Рр Описание состояния человека.

Строение текста

Способы выражения «данного» и «нового»

Комплексный анализ текста

Работа с репродукцией Уроки развития речи

Работа

с текстом.

Анализ. Знать построение текста описание состояния человека; способы выражения «данного» и «нового»

Уметь производить комплексный анализ текста Уметь описывать состояние близкого знакомого, героя репродукции картины Собственное связное высказывание по теме

73-74

Рр Сочинение описание состояния «Как я в первый раз…» Уроки развития речи

Сочинение

(подготовка, написание) Формирование умения рассказывать о своём состоянии, вызванном определённой жизненной ситуацией. Уметь соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли Собственное связное высказывание по теме

Служебные части речи.

1. ПРЕДЛОГ (6часов) 6ч. РР/изложение/

75 Предлог как служебная часть речи.

урок усвоения новых знаний Беседа,

работа

с учебником.

Самостоятельная работа Знать морфологические признаки предлога.

Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным. Знать разряды предлогов по значению; владеть терминологией (отыменные, наречные, отглагольные предлоги). Используя научно-популярную литературу, подготовить сообщение на тему «Предлоги русского языка. Интересные факты»

76 Разряды предлогов (простые и составные, непроизводные и производные). урок усвоения новых знаний Тренировочные упражнения,

цифровой диктант Знать разряды предлогов.

Уметь различать предлоги по составу.

Уметь различать предлог

и самостоятельную синонимичную часть речи. Знать и уметь применять нормы употребления предлогов

в речи.

77-78-79 3часа Правописание предлогов.

/ Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Дефис в предлогах из-за, из-под/ урок усвоения новых знаний.

Уроки закрепления Тренировочные упражнения,

работа по образцу.

Распределительный диктант,

работа по карточкам,

тест

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать условия слитного

и раздельного написания производных предлогов.

Уметь применять правила слитного и раздельного написания предлогов. Знать нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их.

Уметь правильно писать производные предлоги, конструировать словосочетания по

опорным словам. Подготовить тест для выявления уровня знаний по теме «Правописание предлогов»

80 Употребление предлогов в речи урок усвоения новых знаний Работа со словосочетаниями.

Анализ текста Уметь предупреждать возможные ошибки в употреблении предлогов.

Знать многозначные и однозначные предлоги. Знать и уметь применять нормы употребления предлогов

в речи. Составить текст диктанта, позволяющий выявить уровень владения нормами употребления предлогов

81-82-83

Рр Прямой порядок слов в речи. Уроки развития речи

Анализ текста Понимать зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора.

Знать последовательность «данного» и «нового» в спокойной монологической речи Уметь устанавливать нужный порядок слов в предложениях текста с учётом развития мысли Собственное связное высказывание по теме

84-85-86

Рр Обратный порядок слов в речи. Уроки развития речи

Анализ текста Понимать зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора.

Уметь находить в тексте предложения с обратным порядком слов и объяснять смысл его использования Уметь применять обратный порядок слов для усиления экспрессии собственной речи Собственное связное высказывание по теме

87-88

Рр Подробное изложение текста публицистического стиля «Поговорим о бабушках». Уроки развития речи

Анализ текста.

Изложение. Знать памятку «Как писать изложения».

Уметь пользоваться памяткой, знать и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы Уметь адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости. Уметь работать

с текстом

2. СОЮЗ (12часов) 4ч. РР /сочинение/

89 Союз как часть речи. Разряды союзов. урок усвоения новых знаний Работа

с учебником, составление схемы, выборочный диктант Знать признаки союза как служебной части речи, его роли в предложении

Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять блок-схемы.

Знать о классификации союзов по строению и значению

Уметь классифицировать союзы Уметь составлять предложения по заданным схемам.

Уметь строить рассуждение на заданную тему, используя предложения с различными видами союзов. Уметь работать

с учебной и научной литературой

Сочинить грамматическую сказку «Союз – служебная часть речи»

90-91-92 3часа Сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные.

Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. урок усвоения новых знаний.

Уроки закрепления Работа

с учебником,

составление таблицы,

графический диктант.

Тест

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать группы сочинительных союзов по значению и их роль в предложениях.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с сочинительными союзами.

Уметь пунктуационно грамотно работать с предложениями. Уметь определять роль сочинительных союзов в предложении, конструировать предложения, применяя изученные пунктуационные правила. Работа с таблицей

93-94-95 3часа Подчинительные союзы.

Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. урок усвоения новых знаний.

Уроки закрепления Работа

с учебником,

составление таблицы,

графический диктант.

Тест

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать группы подчинительных союзов и их значение.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с подчинительными союзами.

Уметь пунктуационно грамотно работать с предложениями. Уметь определять роль подчинительных союзов в предложении, конструировать предложения, применяя изученные пунктуационные правила. Работа с таблицей

96-97-98 3часа Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато.

Отличие союзов от самостоятельных слов других частей речи. урок усвоения новых знаний.

Закрепление изученного Тренировочные упражнения,

работа по карточкам.

Практикум.

Тест

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль Знать правила правописания союзов тоже, также, чтобы, зато.

Уметь правильно писать и применять союзы в речи.

Уметь отличать союзы от наречий и местоимений с частицей (что бы, так же, за то, то же и т. п., применять на письме изученные орфографические правила. Знать и соблюдать нормы употребления союзов в письменной и устной речи, уметь конструировать различные виды сложных предложений. Составить набор карточек с заданиями, позволяющими выявить уровень знаний по теме «Союз».

99 Обобщение и систематизация знаний по темам «Союз. Предлог».

Морфологический разбор. Урок

обобщения и закрепления изученного

Различные виды диктантов; составление предложений по схемам Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе и предлоге как частях речи; выполнять морфологический разбор союзов и предлогов Уметь конструировать предложения, производить синонимичные замены союзов. Работа с таблицами

100

К Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Предлог. Союз» Урок контроля Диктант

с грамматическим заданием Уметь применять полученные знания. Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке

101-102-103

Рр Описание внешности человека.

Строение текста

Способы выражения признака Уроки развития речи

Анализ текста Знать строение текста описание внешности и способы выражения признака в этих текстах

Уметь анализировать тексты описания внешности Уметь строить текст описание внешности, выбирая способ выражения признака в зависимости от основной мысли Анализ текста.

Находить в произведениях художественной литературы образцы текстов описания внешности человека

104-105

Рр Сочинение описание внешности человека по картине Е. И. Репина «Портрет Рубинштейна» Уроки развития речи

отбор материала, составление плана.

Словарная работа.

Сочинение. Знать признаки текста, особенности текста описания внешности человека.

Уметь определять типологическую принадлежность текста, составлять план текста, определять его идею и тему. Уметь использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой

Уметь излагать мысли на заданную тему. Сочинение по картине

3. ЧАСТИЦА (12часов) + 1ч. Административная итоговая работа// 5ч. РР/изложение/

106-107 Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. урок усвоения новых знаний.

Работа с учебником, составление таблиц, выборочный диктант.

Объяснительный диктант Знать особенности частицы как служебной части речи; разряды частиц.

Уметь отличать частицу от других единиц служебных частей речи; определять значение частиц. Знать семантику частиц, их функции в речи и языке.

Уметь доказывать принадлежность слова к частицам. Работа с учебной статьёй.

Сочинить грамматическую сказку «Частица – служебная часть речи»

108-109 Раздельное и дефисное написание частиц. урок усвоения новых знаний.

Работа с текстом, свободный диктант,

тренировочные упражнения

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль

Знать правила раздельного и дефисного написания частиц

Уметь выделять их среди слов других частей речи Уметь определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи Сочинить миниатюру о частицах бы, ли, же

IV ЧЕТВЕРТЬ

110-111-112-113 4часа Правописание отрицательных частиц не и ни.

Правописание не и ни со словами разных частей речи. урок усвоения новых знаний.

Урок

обобщения и закрепления изученного

Тренировочные упражнения,

работа по карточкам.

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль

ТЕСТ Уметь различать частицы НЕ, НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении

Знать принадлежность слова определённой части речи.

Повторить правила правописания НЕ и НИ со словами разных частей речи

Уметь применять правила правописания к словам разных частей речи. Уметь применять обобщённые знания о случаях написания не и ни с разными частями речи Составление алгоритма правописания НЕ и НИ со словами разных частей речи

114-115 Употребление частиц в речи. урок усвоения новых знаний.

Тренировочные упражнения.

Анализ текста.

Знать значение частиц.

Уметь объяснять смысловую роль частицы в анализируемом высказывании, тексте. Наблюдать за использованием частиц во фрагментах художественных текстов Уметь грамотно употреблять частицы в собственной речи в соответствии со значением

116 Обобщение и систематизация знаний по теме «Служебные части речи».

Урок

обобщения и закрепления изученного

Работа

со схемами,

таблицами.

Выборочные, распределительные диктанты Знать значение служебных частей речи

Уметь определять смысловое значение служебных частей речи

и их роль в предложении Уметь производить комплексный анализ текста Составление сложных планов по теме

117 Произношение предлогов, союзов, частиц. урок усвоения новых знаний.

Работа с учебником,

словарём.

Орфоэпический диктант. Знать орфоэпические особенности произношения предлогов, союзов, частиц.

Уметь правильно произносить употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей. Грамотное выразительное чтение Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарем

118

К Итоговый контроль:

тестирование в формате ЕГЭ Урок контроля ТЕСТ Знать изученное ранее: основные сведения по разделам русского языка

Уметь применять полученные знания в тестовых заданиях Уметь работать с тестом

119-120

Рр Характеристика человека как вид текста. Уроки развития речи

Анализ текста.

Знать особенности текста характеристика человека (описание – передача черт характера; рассуждение – черты характера раскрываются, объясняются)

Уметь анализировать тексты

характеристики человека разных стилей: деловой и художественный. Уметь производить стилистическую трансформацию текстов

Понимать роль характеристики персонажа в художественном произведении Уметь работать

с текстом.

Собственное связное высказывание по теме

121-122

Рр Сжатое изложение текста характеристики человека «О Чехове» Уроки развития речи

Анализ текста.

Изложение. Знать памятку «Как писать изложение».

Знать приёмы сжатия текста.

Уметь пользоваться памяткой, знать и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы Уметь выделять главное в соответствии с задачей речи Сжатое изложение

4. МЕЖДОМЕТИЕ. Звукоподражательные слова (3часа)

123 Междометие как часть речи. урок усвоения новых знаний.

работа

с учебником, тренировочные упражнения Знать информацию о междометии как части речи.

Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи. Сочинить грамматическую сказку «Междометие»

124 Звукоподражательные слова и их отличие от междометий урок усвоения новых знаний.

работа

с учебником, тренировочные упражнения Знать особенности звукоподражательных слов

Уметь отличать звукоподражательные слова от междометий Уметь использовать междометия и звукоподражательные слова в речи

125 Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. урок усвоения новых знаний.

объяснительный диктант Знать условия дефисного написания междометий

Уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия Уметь составлять предложения (текст, в которых междометия выражали бы разные чувства Составление собственного текста с употреблением междометий

II. ПОВТОРЕНИЕ. Обобщение в конце года (11 часов) 4ч РР/сочинение/

126-127-128

Рр Текст. Комплексный анализ текста. Уроки развития речи

Анализ текста.

Знать основные понятия, связанные с текстом

Уметь производить комплексный анализ текста Уметь грамотно строить собственное связное высказывание Анализ текста.

129-130

Рр Итоговое сочинение о человеке по теме «Удивительный человек мой/моя…» Уроки развития речи

отбор материала, составление плана.

Словарная работа.

Сочинение. Знать особенности текстов описание внешности и характеристики человека.

Уметь в тексте соединять разные типовые фрагменты, употреблять необходимые для раскрытия темы и основной мысли средства выразительности Уметь строить собственное связное высказывание по теме Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке

131-136 11часов Омонимия частей речи. Уроки

обобщения и закрепления изученного

тренировочные упражнения,

разные виды диктантов.

Тест

ЭУ «ФРАЗА» - тематический контроль

Знать слова как части речи и уметь различать их.

Уметь отличать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа слов. Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке Умение систематизировать, обобщать, анализировать, делать выводы

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по программе Разумовской М. М.
Опубликовано: 29 мая 2013 в 17:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД