Анна Журавлева
Песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющая замкнутостью и депрессивностью.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.
Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.
С помощью песочных игр малыши проигрывают реальные ситуации из жизни, выражая свои чувства в безобидной форме, учатся конструктивному общению.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Сегодня игра с песком, или песочная психотерапия, становится все более популярной в психологической, педагогической практике.
Используя в песочнице миниатюрные фигурки, которые символизируют реальных людей и предметы его окружения, он проживает ситуации, в которых он испытывает трудности. Песочная терапия позволяет изменить отношение к ним и найти правильное для себя решение.
Идея проведения игровой песочной терапии возникла не случайно. Родители «неуправляемых» детей часто говорили о том, что не справляются с капризами, упрямством, неуравновешенностью своих детей и просили помочь в данной ситуации.
Вот тогда и возникла идея собрать родителей с детьми на игры в песочнице в рамках Родительского Клуба. Эта модель позволяет родителям активно взаимодействовать с детьми и объективно оценивать себя и ребенка в ситуациях «игры в жизнь».
С помощью песка и миниатюрных фигурок, приносимых как психологом, так и самими детьми, совместно с родителями дети строят свои «миры» и учатся взаимодействовать в этой же песочнице с другими «мирами». Иногда не получается и тогда приходится вмешиваться и помогать «разруливать» ситуацию, вовлекая родителей, как обязательных участников процесса. Дети учатся уступать, делиться друг с другом и в целом жить в социуме. Родители, в свою очередь, так же учатся общению с детьми «на равных», учатся сотрудничать. Этот опыт общения полезен как детям, так и родителям.
Некоторых детей родители прямо вытаскивали с ногами из песочницы (надо сказать, что размеры песочницы – 50*75*7,5 см, а некоторых уговаривали подойти поближе. Некоторые, разыгравшись, не могли остановиться…Но в целом, дети, погружая руки в песок, успокаивались и получали удовольствие от игры с другими детьми.
Данный опыт показал важность игровой песочной терапии и востребованность данного метода.
В дальнейшем, возможно использование песочной терапии на консультациях (индивидуальных и групповых, а также как форму работы с воспитателями на семинарах и тренингах.