Получи документы

Консультация для родителей «Кукольный мир детства»

Ирина Лебедева
Консультация для родителей «Кукольный мир детства»

Кукла по сути своей - отражение образа человека. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

С куклой можно знакомить ребенка с первых месяцев жизни. При встрече с куклой малыш узнает в ней человеческий образ, отвечает улыбкой и радостным оживлением.

Публикация «Консультация для родителей „Кукольный мир детства“» размещена в разделах

Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает свое окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.

В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребенка. Для куклы нужно запастись только самым необходимым: кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом, простая посуда. Простынка и пододеяльник пока не требуются - ребенок должен сам легко справляться с кукольным бельем. А пока малыш и сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он сможет только снять. Дети любят купать своих «малышей», и поэтому лучше остановить свой выбор на кукле-голыше. Хорошо, если у куклы будет уютная лежачая коляска. А вот многочисленные бутылочки и баночки, которые часто входят в комплекты кукол типа Baby Born (переводится как «грудной ребенок») не потребуются до 6-7 лет.

Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20см. Для них нужен дом со столиком, кроватками и прочим кукольным хозяйством. Вокруг дома могут быть деревья, дорожки, качели из самых простых подручных материалов, простые повозки и даже животные. Все это помогает ребенку строить свой мир и отображать в нем свой опыт и свои «представления о жизни».

Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» ее образ. Одной из новинок кукольной индустрии являются так называемые expression dolls («экспрессивные куклы») - с ярко выраженными эмоциями: они кричат, сердятся, плачут, показывают язык, закрывают один или оба глаза и пр. Эмоциональное состояние, отображаемое куклой, тормозит детскую фантазию и делает куклу непригодной для игры, ведь в настоящей игре, благодаря своему воображению, ребенок может представить одно и то же лицо с разным эмоциональным выражением: веселым, грустным, усталым и т. д. Именно благодаря этим удивительным силам воображения ребёнок оживляет куклу, и она наделяет способностью действовать и проявлять характер.

К 5 годам игра выходит на новый уровень - за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом.

В таких играх участвуют не только сверстники, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причем, и мальчиков, и девочек. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды с разными видами застежек на разные сезоны года. Хорошо, если есть возможность соорудить недостающее из лоскутков. Теперь уже куклам нужны всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды, полка для разнообразной кукольной посуды и прочее.

В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости. Лучше отложить их покупку лет до 8-9, когда ребенок сможет с ними аккуратно обращаться, а девочкам, возможно, и станет интересно, шить для них наряды.

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения. Техническое воспроизведение естественных отправлений и физиологических подробностей лишает ребенка возможности фантазировать.

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задает образ взрослого человека - девушки или юноши. На этом этапе для детей особенно привлекательными становятся образ Барби и ее друга и спутника Кена.

В последнее время велись бурные дискуссии по поводу вреда или пользы кукол типа Барби. Основной вред этой куклы виделся в пропорциях ее тела - выраженные женские формы при утрированной худобе и длине ног. Сейчас эти куклы уже прочно вошли в жизнь наших детей и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну, а лучше несколько подобных кукол. Поэтому совсем исключить их из обихода вряд ли возможно. Но следует помнить, что куклы Барби больше всего подходят для детей школьного возраста и игра с этой куклой не должна превращаться в коллекционирование.

Проблема в том, что куклы Барби на глазах обрастают имуществом - к ним прилагаются не только обувь и одежда, но и расчески, помады, велосипеды, нижнее белье, собачки, младенцы и пр. Уже не нужно ничего изобретать и придумывать - все прилагается в готовом виде.

Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребенка. Кукла навязывают свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребенку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребенку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силен, что ребенок попадает под его влияние.

То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание.

Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Тогда как хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребенка, давать возможность зарождению и воплощению собственных замыслов - то есть быть открытой для игры.

Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

Между тем, современные куклы все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребенок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.

Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. Такое впитывание происходит незаметно как для взрослых, так и для самого ребенка. И в этом опасность, особенно для маленьких детей. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет, когда у ребенка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, дети способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося их черты на себя. А малыши пока не могут отстраниться, от того, во что они играют, они естественно вовлекаются в игру и сливаются с ней, а значит, принимают и переносят на себя характер своих игрушек. То, что годится для школьников и подростков, совершенно не подходит для дошкольников. И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

Выбирая куклу, подходящую для игры ребё нку необходимо учитывать некоторые признаки:

1. детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;

2. телесные признаки пола отсутствуют.

3. волосы прочно держаться, и их можно расчёсывать;

4. материал, из которого сделана кукла мягкий и приятный на ощупь;

5. куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела;

6. у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также домашнее кукольное хозяйство.

Публикации по теме:

«Палисадники детства». Консультация для родителей из цикла «Малое краеведение»«Палисадники детства». Консультация для родителей из цикла «Малое краеведение» Возле дома - палисадник самой дивной красоты. Поражают разноцветьем симпатичные цветы: Колокольчики, ромашки, ноготки и васильки… А над.

«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Консультация для педагогов «Кукольный театр в старших группах ДОУ»Консультация для педагогов «Кукольный театр в старших группах ДОУ» .Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Берегите природу с детства»Консультация для родителей «Берегите природу с детства» 5 июня. Всемирный день окружающей среды «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».

Консультация для родителей «Домашний кукольный театр»Консультация для родителей «Домашний кукольный театр» Консультация для родителей"Домашний кукольный театр" Дорогие родители!Сегодня хотела бы немного поговорить с вами о создании домашнего.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — поэзия раннего детства» Консультация для родителей «Колыбельные песни- поэзия раннего детства»Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельные песни –.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства»Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.

Консультация для родителей «Старые добрые игры нашего детства»Консультация для родителей «Старые добрые игры нашего детства» Уважаемые родители, вы замечаете, во что сейчас играют ваши дети? Не секрет, что дети всё чаще стали проводить много времени, сидя за.

Консультация для родителей «Воспитываем патриотов с детства» Консультация для родителей: «Воспитываем патриотов с детства». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Кукольный театр из фетра. Сказка «Колобок»Мастер-класс для педагогов и родителей «Кукольный театр из фетра. Сказка «Колобок» В чем польза пальчикового театра?- театр развивает мелкую моторику рук; - стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Кукольный мир детства»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 20:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД