Оксана Васильева
Кукольный театр в жизни ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр в жизни ребенка с ОВЗ
Значение кукольного театра огромно для всестороннего развития личности ребенка, а кукла, необходимое звено, соединяющее игру с творчеством.
Театрализация помогает ребенку с ОВЗ постичь эмоциональное и глубокое восприятие окружающего мира. Она обогащает эстетическое восприятие детей, т. к. в спектаклях соединяются разные виды искусств. Активное участие детей в мини постановках способствует развитию их речи - дополняет ее образными сравнениями, делает ее более эмоциональной и выразительной. В условиях игры формируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях. А ещё это труд и ежедневная кропотливая работа, которая дается детям с нарушениями в развитии с большим трудом. Потребность в игре у этих детей резко снижена. Дети с нарушениями здоровья тяжело идут на контакт с педагогом и детьми, а играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. То есть, играя с куклой, он учится эмоциональному отождествлению, замене реального контакта с человеком через куклу.
Публикация «Кукольный театр в жизни ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его, что очень важно.
Участие детей в самостоятельном , разыгрывание диалогов на сцене с элементами костюма, самостоятельное исполнение ролей в играх-драматизациях и творческой инсценировки - формируют соучастие, сострадание, сопереживание, развивают способность поставить себя на место другого.
Сценой нашего театра является ширма.
На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды, их куклы с атрибутами для показа спектакля
Детям сначала надо освоить кукловождение. Это сложный и долгий процесс обучения.
Мы учимся одевать на руку и водить её на ширме. Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр. ; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону или вперед, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.
Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею. Нам кажется этот процесс легким, но не тут-то было. Движения детей хаотичны, резкие и отрывистые. Мы учим детей выводить куклу не сразу, а постепенно: сначала появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. И вот она в движении.
Нашим детям бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой. На уровне ширмы кукла должна быть все время и удержать её в таком положении очень сложно, так как руки у ребят устают быстро. За ширмой всё находится в движении, идёт работа.
Дети - зрители, с восторгом следят в спектакле за жизнью кукол и все время реагируют на происходящее. Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения, так Царевна – Несмеяна прятала лицо в ладони и говорила детям: «Я стесняюсь», а Снеговик Почтовик все время терял, то письма, то варежки, причём, они всегда падали перед ширмой, и дети-зрители вожделенно поднимали их и отдавали кукле. Каждого героя спектакля надо озвучить, Меняя голос, ребенок меняет и мимику, иногда дикцию. Текст читается в умеренном темпе, выразительно с интонационными паузами.
Хорошо подготовленный спектакль радует детей, реализует их эмоции, содействует общему развитию и эстетическому воспитанию.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, фольклору, театру, совершенствует навык воплощения в игре.