Нина Гулинская
Культура русская — неиссякаемый источник доброты!
▼ Скачать + Заказать документы
Культура русская — неиссякаемый источник доброты!
Сегодня многие соглашаются с тем, что мы живем в интересное, но, к сожалению, жестокое время, в котором нет места состраданию, человечности, а без этих благородных качеств подрастающий ребенок вряд ли сможет стать Человеком, открытым семье, обществу и миру. Отрадно видеть что, наконец - то возрастает интерес к фольклору. Общество
как будто почувствовало живительную силу обновления, которую можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Нельзя переоценить роль русского народного творчества в духовно- нравственном воспитании дошкольников.
Публикация «Культура русская — неиссякаемый источник доброты!» размещена в разделах
В течение семнадцати лет я виду кружок «Ладушки».
Основной целью кружка является закладывание основ
духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
В соответствии с поставленной целью мною были сформулированы следующие задачи:
• знакомство дошкольников с различными формами русской культуры
• воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства
• формирование нравственно - патриотических чувств и развитие художественно – творческой активности у детей
• поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков.
Знакомить детей с народным творчеством нужно постепенно, осмысленно начиная с младшего дошкольного возраста.
В двух - трёхлетнем возрасте у ребёнка формируется характер, он учится жить в коллективе. Преимущество методов народного воспитания в этом возрасте заключается в том, что его душевная, эмоциональная сторона наиболее восприимчива к добру. В этой группе, не назойливо, я знакомлю малышей с малыми фольклорными формами: сказками, потешками, пестушками, попевками, прибаутками, колыбельными песнями, играми – забавами. («А чки- чки мы купили башмачки», «Всё у матушки дела», «Бабушка старенька» и т. д.) С помощью них дети получают эмоциональный заряд: становятся добрее, спокойнее, общительнее. Главное, что даже дети не умеющие говорить, стараются повторить интонации этих, попевок, слушая весёлые песенки начинают приплясывать. Колыбельная песня связывала ребёнка с мамой с первых дней его жизни. К сожалению, традиция устного исполнения колыбельной песни утрачивается. Приобщая детей к жанру колыбельной песни, я учу их быть терпеливыми, нежными, заботливыми. Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним, под звучание потешек и припевок превращаются в эмоционально – нравственный контакт.
На протяжении второго года обучения, знакомлю дошкольников с
народно – прикладным искусством, народными обрядами, праздниками;
расширяю знания о русских народных играх, закличках.
Изделия народно – прикладного искусства многообразны. Я знакомлю детей с деревянными, глиняными игрушками, тряпичными куклами. Яркие, красивые, забавные игрушки притягивают внимания и оставляют неизгладимое впечатление у детей, а если во время показа используется музыкальное сопровождение или составляется коротенькая сказка (совместная работа воспитателя и детей, то такие занятия остаются надолго в их памяти. На занятиях и в повседневной жизни дошкольники знакомятся со свойствами соленого теста, ткани, верёвочек, глиной, делают из них различные поделки, которые затем дарят младшим детям или же работы выставляются в мини музеи, на выставки.
Как показывает опыт, ощущение у детей значимости их работы служит стимулом для дальнейшего повышения мастерства в этом жанре, у них появляется желание творить. В процессе знакомства детей с русским народным промыслом, дети погружаются в традиционную культуру через тактильные ощущения. Возможно, будучи взрослыми, эти знания они передадут своим детям.
Наряду с другими жанрами русского народного творчества, очень выразительно передают национальные традиции народные обряды и праздники. С помощью иллюстраций, игрушек, а так же потешек («Наша хозяюшка сметлива была») знакомлю детей с народным обычаем встречи Нового года. Главная героиня - кукла Маша помогает увидеть, как раньше готовились к празднику:
• убиралась изба (чашечку собачка моет языком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребёт и т. д.)
• на новый год обязательно дарили подарки, чтобы доставить своим родным радость (матушке - платок, батюшке – кушак, бабушке – гребешок и т д.)
• гостей и родных встречали с радостью (всех у ёлки собрала, всем подарки раздала)
С помощью весёлой музыки, светящейся ёлки я создаю праздничное веселье, в котором непосредственное участие принимают дети.
На занятиях кружка «Ладушки» дети знакомятся с русским народным обычаем «Катание на тройках», который в наши дни почти забыт.
В основу сюжета обычая «Катание на тройках» легли потешки: «Зимушка – зима», «Ну и сани - самокаты», игра «Едем, едем по ровненькой дорожке», пляска под народные музыкальные инструменты. С помощью разных жанров народного творчества и игровой ситуации, дети переносятся в зимнее веселье, в праздничность, в балагурство, раскрепощённость – что и характерно для обычая «Катание на тройках».
К своей работе я так же привлекаю родителей, которые активно участвуют в праздниках, в драматизации сказок, играют с детьми в русские народные игры. В нашем детском саду традиционно проводятся «Недели семьи» в русском народном стиле. Родители и дети лепят изделия с солённого теста, принимают участие в подготовке оформления зала, в изготовлении костюмов, атрибут, участвуют в развлечении «Приглашаем осень», «Петрушкины забавы», «В гостях у бабушки Арины» и т. д.
С детьми старшей и подготовительной к школе группы изучаем историю русского народа, былины, обрядовые праздники, древнерусскую архитектуру, пословицы, поговорки, потешки – перевёртыши, песни, танцы, игру на музыкальных инструментах.
Дети учатся отличать и исполнять народные песни: шуточные, лирические, обрядовые, такие как «Во кузнеце», «Ах улица, улица широкая», «Субботея», «Как у наших у ворот». Знакомятся с характерными особенностями русского народного танца («У колодца», «Коробейники», «Кадриль», «Скоморошья удаль) и т д. Овладевают навыками игры на народных музыкальных инструментах (деревянных ложках, звоночках, трещётках и т. д.) в их репертуар входят русские народные песни «Как у наших у ворот», «Ах, вы сени», «Светит месяц», и т. д. Принимают участие в народных праздниках: «Коляда - маляда», «Зелёные святки», «Масляница», а так же в выше перечисленных.
В процессе работы, вот так играючи, веселясь, решаются педагогические задачи: дети проходят социализацию, им сообщаются этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать во взрослой жизни.
Культура русского народа, является сокровищницей народной мудрости, которая формировалась нашими предками многие века. Приобщая дошкольников к различным жанрам русской народной культуры, мы развиваем в них национальное самосознание, уважение к своему народу, старшим поколениям как носителям и хранителям традиций.
Изучение русского народного творчества на практике благоприятно сказывается на психофизических процессах в жизни дошкольников, формирует позитивные и педагогически правильные реакции, воспитывает чувство помощи старших младшим, помогает осознать свою значимость, найти свое место в социуме, семье, коллективе.