Ольга Бочкарева
Культурно-гигиенические навыки (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
НАВЫКИ ЗДОРОВЬЯ.
Уважаемые родители, наша с вами совместная задача — не только научить детей технике обработки своего тела, но и сформировать у ребенка представления о своем теле, его проблемах и взаимодействии с внешним миром.
Это не такая уж простая работа, тем более что, если у ребенка не сформировались навыки по уходу за своим телом в возрасте «тщательности» (2—4 года, в дальнейшем восполнить этот пробел будет нелегко. Поэтому очень важно придерживаться следующих основных принципов:
создавать условия для максимальной самостоятельности ребенка;
Публикация «Культурно-гигиенические навыки (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
в туалетной и умывальной комнатах, спальне все необходимое ребенку должно быть на уровне его зрительного восприятия;
наличие определенной последовательности выполнения бытовых процедур и постоянство алгоритмов;
создавать ситуации, наглядно демонстрирующие эффект бытовых процедур и их необходимость (на примере как это делает мама или папа);
доводить действия ребенка до качественного завершения.
К четырем годам ребенок уже знает:
название предметов, которыми он может пользоваться сам: носовой платок, расческа, полотенце для рук и лица, полотенце для ног, белье, одежда, постель, зубная щетка, столовая посуда, в которой ему подают пищу, салфетки;
название предметов общего пользования: столы, умывальники, унитазы, душ, мыло, зубная паста, туалетная бумага, зеркало, щетка и крем для обуви и т. д.);
где хранить предметы своего личного обихода;
когда, в каких ситуациях используют предметы гигиены;
когда моют руки: после посещения туалета, улицы, перед едой, когда они запачканы;
когда нужно мыть ноги; полоскать рот и горло;
когда используют туалетную бумагу;
когда нужно умываться;
во что нужно переодеваться перед сном.
Умеет:
применять гигиенические принадлежности по назначению;
правильно и полностью самостоятельно мыть руки; хорошо полоскать полость рта и совершенствовать навык полоскания горла;
переодеваться: снимать, складывать одежду, расстегивать застегивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;
при мытье ног сам вытирает голень, стопу (с помощью взрослого — меж пальцевые промежутки);
пользоваться носовым платком, при умывании чистить нос;
умываться (промывать поочередно глаза, круговыми движениями кожу лица от линии роста волос, поочередно влажными руками протирать шею и ушные раковины);
совершать косметический уход за волосами, девочки перед сном снимают с волос украшения.
Ребенку еще трудно, и он учится:
при вытирании лица, рук, ног совершать точно координированные и мелкие движения, поэтому подбадривайте детей словесно и убеждайтесь в качественности их действии;
чистить зубы;
аккуратно мыть шею и под мышками; обрабатывать себя после дефекации, а в домашних условиях принимать участие в подмывании перед сном и после сна;
расчесывать волосы.
Выполняя эти незатейливые движения, ребенок разрабатывает кисть руки, что важно не только для мышечной моторики, но и для работы головного мозга.
Итак, к пяти годам ребенок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать практически за всеми открытыми частями тела.
В гигиеническом уходе за телом нет различии между мальчиками и девочками (на этом следует фиксировать внимание ребенка, различна только технология процедур.
На данном этапе навыки культуры быта вводятся в полном «взрослом» объеме, и от настойчивости взрослых зависит, усвоят ли их дети.
Освоение навыков культуры быта у детей протекает неравномерно, и прививать сложный навык, если не усвоен более простой, лежащий в основе первого, не следует (пока ребенок не научится полоскать рот, не переходите к чистке зубов).
Знакомя детей с гигиеническими процедурами, следует начинать знакомить ребят и со строением их организма.
Важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения, а также желание ребенка их выполнять. Остальное — в ваших руках.
Основные представления о строении и функциях тела, которые мы формируем у детей:
в человеческом организме много всяких органов, и все они очень нужные;
все дети разные и одновременно похожие, ведь тело состоит из одинаковых частей: головы, шеи, туловища, рук, ног;
как у дома есть стены и поэтому он такой крепкий, так и у человека есть кости и мышцы (дать детям возможность потрогать, пощупать себя);
как вагоны в поезде связаны друг с другом, так и мышцы и кости связаны между собой (рассмотрите вместе с детьми их руки, движения пальцев рук);
наше тело покрыто кожей, которая защищает его (рассмотрите с детьми кожу, особенно на пальцах рук, обратите внимание детей на то, что она должна быть целой, помогите вспомнить, у кого были цыпки, ранки и какие были ощущения);
в организм человека через глаза, рот, нос, уши, кожу может попасть грязь (пыль, песок, насекомые, и тогда организму будет плохо, ему надо будет с этим бороться; именно потому мы учимся ухаживать за своим телом: когда оно чистое, ему ничто не грозит;
через рот, нос в организм попадает воздух — мы дышим и живем (попробуйте закрыть рот и нос — что будет, через рот мы себя кормим; наш организм берет из пищи все нужное, а остатки выходят из него, когда мы пользуемся туалетом (это как конфета - фантик выбрасываешь, а конфету ешь, так же поступает и твой организм, поэтому освобождать его от «фантиков» нужно сразу, как только он об этом напомнит);
нужно наблюдать за собой и, если что-то появляется новое, непривычное, сообщать об этом взрослым;
если ты будешь беречь свое тело, есть то, что тебе дают в детском саду и дома, заниматься физкультурой, то вырастешь крепким, красивым, умным и т. д.
Знакомить детей с основами знаний о них самих можно во время гигиенических процедур, на прогулке, после сна, в свободной деятельности.