Елена Пахомова
Культурно-гигиенические навыки в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков (КГН) происходит не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Его нельзя пускать на самотек — пусть пока ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неправильно. Психическое развитие — процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, т. е. периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Их называют сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирова-ния культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. КГН совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш еще ничего не умеет делать, поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитатель покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень трудно встать рано утром да еще и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Мама это сделает лучше и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Заметьте», «Оденьте».
Публикация «Культурно-гигиенические навыки в развитии ребенка» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
А чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так, для ребенка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает о необходимости того или иного действия, а сам ребенок по своей инициативе совершает, контролирует ее ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение КГН создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает присматриваться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда ее причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменения в его внешнем виде. Глядя в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему виду, рождается правильная самооценка. Освоение КГН связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она еще основана на переносе общего эмоционального отношения ребенка к человеку или персонажу: нравится — значит, хороший, не нравится — значит, плохой. В 4—5 лет у детей начинаются складываться понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки окружающих и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребенку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязанно с формированием КГН складываются и развиваются нравственные качества. Малыши до 3 лет испытывают удовлетворение от того, что они выполняют действия сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно. В 4 года удовольствие ребенку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу — стимул, побуждающий малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймет, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесет ее с действием, начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с моральной нормой. Теперь ребенок радуется не потому, что вымыл руки, а потому, что аккуратный: «Я хороший, потому что все, делаю правильно». Дети 3—4 лет только начинают осознавать; правила поведения, но еще не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что активное освоение правил поведения свидетельствует о появлении жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушения правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получает поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Под-твердите, что малыш правильно понимает общественные требования, и подскажите, как нужно поступить, если он заметил свои нарушения.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте — становлением побуждающих и соотносительных действий. С помощью соотносительных действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючки, полочки, расположенные на удобном для ребенка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры. В играх ребенок отражает (особенно вначале) бытовые действия, прежде всего потому, что они хорошо знакомы и неоднократно происходили по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты. Так, если в 5—7 лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН, необходимо в процессе игр напоминать ребенку : «Ты всегда моешь руки перед едой, а не забыл ли ты помыть руки своей игрушке?» Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры, в свою очередь, становятся показателем усвоения КГН. КГН лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности — самообслу-живания. Малыш научился надевать колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д., т. е. происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить не только за своим внешним видом, но и чистотой своих вещей, за порядком.