Екатерина Передерей
Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Передерей Е. П.
Модернизация современной системы образования в России направлена на формирование активной и творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, творчески и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному возрасту, во многом определяющему дальнейшее ее развитие [1, с. 53]. Дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей, время неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии и разнообразия игровых замыслов. Период дошкольного детства благоприятен для развития активности и творческого начала личности, так как дети этого возраста любознательны, пытливы и активны.
Публикация «Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В педагогической практике творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности и ее деятельности. Рассматривая содержание понятия «творческая активность», можно сказать, что она понимается как устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций [5, с. 27].
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста это сложный и многофакторный процесс. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста связана со всеми сторонами формирующейся личности ребенка потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями и эмоциональным отношением к деятельности.
Творческая активность как интегральное качество личности включает ряд компонентов: когнитивный, мотивационный, деятельностный, которые проявляются в содержании творчества, позиции, опыте и общении старших дошкольников. Когнитивный компонент содержит следующие показатели: знание видов творчества, содержания творчества. Мотивационный компонент включает такие показатели как интерес к конкретным видам творчества, стремление к соучастию в конкретной творческой деятельности, мотив и потребность в собственной творческой проективной деятельности. Деятельностный компонент предполагает участие старших дошкольников в досуговой деятельности и отражается в показателях: освоение основ творческой деятельности, репродуктивную и авторскую творческую активность [7, с. 49].
Важными условиями развития творческой активности являются :
- организация интересной жизни ребенка в детском саду и семье;
- обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- формирование знаний, способов действий и способностей, позволяющих ребенку реализовать свой замысел.
Обобщив современные достижения педагогической теории и практики [8, с. 45], можно выделить критерии и уровни сформированности творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
Важными критериями являются:
- восприимчивость, открытость всему новому и оригинальному;
- стремление предложить различные идеи в той или иной ситуации, отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи, к переносу знаний, умений в новые ситуации;
- оригинальность результатов продуктивной деятельности;
- интерес к творческой деятельности, чувство увлеченности, радости открытия и пр.
В нашем исследовании средством формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста является досуговая деятельность. Досуговая деятельность преобразует повседневную жизнь и является важной при организации свободного времени ребёнка, помогая ему формировать себя как личность. Современные учёные выделяют условия формирования творческой активности личности в досуговой деятельности, как доминирование качеств личности: добровольность, волеизъявление, творчество, эмоциональная приподнятость. Необходимость предоставления личной свободы, независимости, возможности ощущения себя хозяином положения, возможности действовать с индивидуальными интересами и желаниями, создают у старшего дошкольника положительно эмоциональный настрой, при котором повышаются творческие силы к достижению высоких результатов и в преодолении трудностей.
В исследованиях С. И. Бекиной, Н. А. Ветлугиной и Н. А. Метлова досуг характеризуется как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения детей. Досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников, и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.
А. Д. Жарков отмечает, что «досуговая деятельность является непроизводственной деятельностью, а досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе» [5, с. 78]. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество и является мощным средством воздействия на личность, формируя положительные мотивы и установки. Досуговая деятельность – это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.
М. Б. Зацепина выделяет следующие виды культурно-досуговой деятельности : «игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-творческая, включая исполнительскую, которые могут удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время [6, с. 37].
Для досуговой деятельности характерны такие организационные формы, как:
а) сюжетно-ролевые игры;
б) игра – импровизация на детских музыкальных инструментах;
в) театрализованные представления с включением элементов импровизации;
г) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов.
Существенным и основным элементом досуговой деятельности является игра, которая занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть – это показатель культуры личности ребенка, значит, необходимо формировать и развивать детский игровой компонент культуры. Игра – форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции. В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование творческой активности детей является важной актуальной задачей в современной педагогической практике. Уверенный в своих силах в современном обществе человек, обладающий творческим потенциалом, способностью принять и усвоить информацию, уметь посмотреть на неё с новой стороны – это сегодняшний дошкольник, который в перспективе – творец будущего. Для достижения творческой активности ребенка важно формировать личностные качества, соответствующие характеру творческого процесса. Развитие творческой активности детей будет наиболее успешным в досуговой деятельности, которая требует творческого отношения к себе, формирует творческие способности и является доступной и значимой для детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Андреева, И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук. /И. Г. Андреева. – Саратов, 2001. –18 с.
2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии [Текст] / Е. А. Антипина. М. : Сфера, 2006. 120 с.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. М. : Владос, 1991. 129 с.
4. Губанова, Н. Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5–7 лет в процессе игры-драматизации [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Губанова – М., 2004. – 124 с.
5. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств /А. Д. Жарков. М. : МГУКИ, 2002. – 197 с.
6. Зацепина, М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду [Текст] / М. Б. Зацепина – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 64с.
7. Кондрашова, Н. В. Формирование ценностных ориентаций в театрализованных играх [Текст] / Н. В. Кондрашова //Воспитатель. –2011. –№ 7. – 69 с.
8. Кондрашова, Н. В. Формирование у детей 6-7лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования [Текст] / Н. В. Кондрашова, А. С. Текаева// Science Time : материалы Международных научнопрактических конференции за январь 2015 года –Казань, 2015. – 240 с.
9. Черных, Н. И Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] Н. И. Черных, Л. Н. Фоломеева, К. Л. Саркисова // Молодой ученый. –2014. –№ 19. – 628 с.
10. Шульпина, Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования [Текст] : дис.. канд. пед. наук. М. : 2003. –142 с.