Получи документы

Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Передерей
Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Передерей Е. П.

Модернизация современной системы образования в России направлена на формирование активной и творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, творчески и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному возрасту, во многом определяющему дальнейшее ее развитие [1, с. 53]. Дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей, время неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии и разнообразия игровых замыслов. Период дошкольного детства благоприятен для развития активности и творческого начала личности, так как дети этого возраста любознательны, пытливы и активны.

Публикация «Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В педагогической практике творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности и ее деятельности. Рассматривая содержание понятия «творческая активность», можно сказать, что она понимается как устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций [5, с. 27].

Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста это сложный и многофакторный процесс. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста связана со всеми сторонами формирующейся личности ребенка потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями и эмоциональным отношением к деятельности.

Творческая активность как интегральное качество личности включает ряд компонентов: когнитивный, мотивационный, деятельностный, которые проявляются в содержании творчества, позиции, опыте и общении старших дошкольников. Когнитивный компонент содержит следующие показатели: знание видов творчества, содержания творчества. Мотивационный компонент включает такие показатели как интерес к конкретным видам творчества, стремление к соучастию в конкретной творческой деятельности, мотив и потребность в собственной творческой проективной деятельности. Деятельностный компонент предполагает участие старших дошкольников в досуговой деятельности и отражается в показателях: освоение основ творческой деятельности, репродуктивную и авторскую творческую активность [7, с. 49].

Важными условиями развития творческой активности являются :

- организация интересной жизни ребенка в детском саду и семье;

- обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения;

- учет индивидуальных особенностей ребенка;

- формирование знаний, способов действий и способностей, позволяющих ребенку реализовать свой замысел.

Обобщив современные достижения педагогической теории и практики [8, с. 45], можно выделить критерии и уровни сформированности творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Важными критериями являются:

- восприимчивость, открытость всему новому и оригинальному;

- стремление предложить различные идеи в той или иной ситуации, отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи, к переносу знаний, умений в новые ситуации;

- оригинальность результатов продуктивной деятельности;

- интерес к творческой деятельности, чувство увлеченности, радости открытия и пр.

В нашем исследовании средством формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста является досуговая деятельность. Досуговая деятельность преобразует повседневную жизнь и является важной при организации свободного времени ребёнка, помогая ему формировать себя как личность. Современные учёные выделяют условия формирования творческой активности личности в досуговой деятельности, как доминирование качеств личности: добровольность, волеизъявление, творчество, эмоциональная приподнятость. Необходимость предоставления личной свободы, независимости, возможности ощущения себя хозяином положения, возможности действовать с индивидуальными интересами и желаниями, создают у старшего дошкольника положительно эмоциональный настрой, при котором повышаются творческие силы к достижению высоких результатов и в преодолении трудностей.

В исследованиях С. И. Бекиной, Н. А. Ветлугиной и Н. А. Метлова досуг характеризуется как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения детей. Досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников, и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.

А. Д. Жарков отмечает, что «досуговая деятельность является непроизводственной деятельностью, а досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе» [5, с. 78]. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество и является мощным средством воздействия на личность, формируя положительные мотивы и установки. Досуговая деятельность – это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.

М. Б. Зацепина выделяет следующие виды культурно-досуговой деятельности : «игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-творческая, включая исполнительскую, которые могут удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время [6, с. 37].

Для досуговой деятельности характерны такие организационные формы, как:

а) сюжетно-ролевые игры;

б) игра – импровизация на детских музыкальных инструментах;

в) театрализованные представления с включением элементов импровизации;

г) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов.

Существенным и основным элементом досуговой деятельности является игра, которая занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть – это показатель культуры личности ребенка, значит, необходимо формировать и развивать детский игровой компонент культуры. Игра – форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции. В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование творческой активности детей является важной актуальной задачей в современной педагогической практике. Уверенный в своих силах в современном обществе человек, обладающий творческим потенциалом, способностью принять и усвоить информацию, уметь посмотреть на неё с новой стороны – это сегодняшний дошкольник, который в перспективе – творец будущего. Для достижения творческой активности ребенка важно формировать личностные качества, соответствующие характеру творческого процесса. Развитие творческой активности детей будет наиболее успешным в досуговой деятельности, которая требует творческого отношения к себе, формирует творческие способности и является доступной и значимой для детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Андреева, И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук. /И. Г. Андреева. – Саратов, 2001. –18 с.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии [Текст] / Е. А. Антипина. М. : Сфера, 2006. 120 с.

3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. М. : Владос, 1991. 129 с.

4. Губанова, Н. Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5–7 лет в процессе игры-драматизации [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Губанова – М., 2004. – 124 с.

5. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств /А. Д. Жарков. М. : МГУКИ, 2002. – 197 с.

6. Зацепина, М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду [Текст] / М. Б. Зацепина – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 64с.

7. Кондрашова, Н. В. Формирование ценностных ориентаций в театрализованных играх [Текст] / Н. В. Кондрашова //Воспитатель. –2011. –№ 7. – 69 с.

8. Кондрашова, Н. В. Формирование у детей 6-7лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования [Текст] / Н. В. Кондрашова, А. С. Текаева// Science Time : материалы Международных научнопрактических конференции за январь 2015 года –Казань, 2015. – 240 с.

9. Черных, Н. И Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] Н. И. Черных, Л. Н. Фоломеева, К. Л. Саркисова // Молодой ученый. –2014. –№ 19. – 628 с.

10. Шульпина, Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования [Текст] : дис.. канд. пед. наук. М. : 2003. –142 с.

Публикации по теме:

«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности» Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена национально-региональному компоненту. Я предлагаю.

Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка» Доклад на тему:«Использование дидактических игр в развитии познавательной активности.

Конспект культурно-досуговой деятельности для детей 5–7 лет «В гостях у Федоры Фольклоровны» Конспект культурно - досуговой деятельности для детей 5-7 лет «В гостях у Федоры Фольклоровны». Цель: Ознакомление старших дошкольников.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Конспект НОД по творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Юные кондитеры»Конспект НОД по творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Юные кондитеры» Конспект НОД по творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Составила: Воспитатель Нефтеюганского районного муниципального.

Музыкально-литературная гостиная-одна из форм культурно-досуговой деятельности «О Музыке» Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном И раздвинулся вдруг стены Вся.

Отчет по теме самообразования «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.

Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста .

Словесные игры в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста Одним из эффективных средств в организации досуговой деятельности считается потешный фольклор. Вопросами изучения особенностей потешного.

Возможности квиллинга для развития графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста В развитии графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет развитие общей и мелкой моторики [2].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 мая 2017 в 20:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД