Ольга Молчанова
«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена национально-региональному компоненту.
Я предлагаю в своем проекте приобщать детей дошкольников к народным истокам посредством культурно-досуговой деятельности, знакомить детей с традициями русского и бурятского народа на принципе сравнения двух великих культур.
Задачи проекта:
• Формировать основы национального самосознания и любви к малой родине;
• Развивать интерес к традициям русского и бурятского народа и включать их в детскую жизнь;
Публикация «„Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности“» размещена в разделах
• Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков. Знакомить с особенностями национальных костюмов русского и бурятского народов;
• Расширять словарный запас средствами устного народного творчества;
• Помогать родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлекать их к сотрудничеству по обновлению предметно-развивающей среды.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
1. Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;
2. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач.
3. Принцип личностно-ориентированного общения.
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем;
5. Принцип взаимодействия с социальными институтами.
6. Принцип положительной оценки деятельности детей.
7. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Для внедрения проекта был выбран метод «погружения».
Погружение — система обучения, создающая у человека внутреннее чувство свободы. Она опирается на три принципа: удовольствие и релаксация, расслабление на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двусторонняя связь в процессе обучения. Работа с детьми ориентирована на старшую возрастную группу, возраст детей от 4 до 6 лет.
Этапы работы:
1 этап работы – организация развивающей среды. Создание мини- музеев «Русская изба» и «Бурятская юрта». Они не ограничиваются лишь только кратковременными посещениями детей, а представлены как часть игровой зоны, в которых дети в любое время могут «окунуться» в быт наших предков и самостоятельно организовать игровую деятельность. Так же они используются для проведения НОД и праздников по приобщению детей к народной культуре, которые часто заканчиваются чаепитием с самоваром или угощением бурятскими национальными блюдами
2 этап – организация образовательного процесса. На доступном для ребенка уровне знакомим детей с народным календарем, основными русскими и бурятскими праздниками. Как правило, они проходят в параллели друг с другом и помогают прочувствовать самобытность каждой культуры.
Неоценима и поддержка родителей в организации праздников. Они шьют костюмы, изготавливают атрибуты для игр и стилизованные под старину предметы быта, участвуют в различных конкурсах и выставках, исполняют роли сказочных персонажей на наших праздниках. В свою очередь мы оформляем для них папки-передвижки, проводим консультации и родительские собрания, творческие гостиные.
Современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства. Наши социальные партнё ры: МУ «Курумканское районное управление образованием», МоСОШ имени В. С. Анищенко, Районный и Сельский Дома Культуры, Сельская Библиотека, Байкальский техникум туризма и сервиса, Центр детского творчества с. Курумкан, Приход храма в честь Святой троицы с. Курумкан.
В результате внедрения проекта воспитанники детского сада:
1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Умеют играть в русские и бурятские народные подвижные игры, используя разнообразный фольклорный материал.
3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленно и активно участвуют в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знают истории русского и бурятского народного костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской и бурятской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
8. Уважительно относятся к людям любой национальности.
Перспективу работы по этой теме я вижу в создании новых проектов, в обогащении предметно-развивающей среды, в расширении взаимодействия с другими социальными партнерами.
Таким образом, данная система работы позволяет приобщать детей дошкольного возраста к народным истокам, посредством культурно-досуговой деятельности.