Котлова Елена Юрьевна
Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
Доклад на тему:«Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Котлова Е. Ю.
Мичуринск-2017г.
Дидактическая игра занимает важное место в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста
Публикация «Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
В опыте своей работы я использую различные дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Предметные –игры – игры с листьями, семенами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируется умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Такие игры я провожу как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учётом возраста. Усложнения включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.
Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Настольно- печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знание детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры использую повседневно в работе с небольшим количеством детей.
Широко применяю словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»и др.). Они не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов.
В младшей группе на первом этапе я проигрываю игру вместе с детьми. По ходу игры сообщаю одно правило и тут же его реализуем. При повторной игре сообщаются дополнительные правила. На втором этапе выключаюсь активное участие в игре, осуществляю руководством, направляю игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.
Начиная со средней группе путь обучения игры иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры ещё раз подчёркивает эти правила, показывает игровые действия, даёт дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, даёт рекомендации, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ей вариант.
Игровые упражнения и игры- занятия.
Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси жёлтый листик и др.). игровые упражнения помогает различать предметы по качествам свойствам, развивают наблюдательность игры. Проводятся со всей группой детей либо с частью её.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определённое программное содержание. Игровая форма придаёт играм- занятиям занимательность, обучение идёт через игровые правила, игровые действия.
Каждая игра имеет два аспекта:
1) познавательный - чему мы должны учить детей,
2) воспитательный (способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует прививать детям).
Игре отведено главное место не только в структуре занятия, игра -важное средство закрепления полученных знаний в нерегламентированном видах детской деятельности. Предлагаемая система игр построена в соответствии с решаемыми задачами. Но, несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представляю собой систему, в зависимости от конкретных условий, их можно использовать по усмотрению воспитателя. Мастерство педагога в сочетании с его творчеством позволят на основе предлагаемых игр создать свою систему игр, направленную на реализацию собственного подхода в решении проблемы сенсорного воспитания малышей.
Не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы, величины предметов. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Обучая малыша выполнять простейшие продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых мазков, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина и цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Если ребёнок не правильно выполнял задание, постарайтесь, чтобы он сам исправил ошибку с помощью ваших вопросов.
Детям, быстро справившимися с заданием, предоставьте возможность выполнить еще раз, но уже с другим материалом. Им можно предложить посмотреть правильно ли выполнил задание его товарищ.
Не забывайте поощрять малышей, особенно тех, которые справились с заданием, испытав большие затруднения.
Избегайте отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.
Сравнивайте результаты ребёнка только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.
Каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним.
Поощряйте всякое проявление детьми полученных знаний в их самостоятельной деятельности.
Рекомендованный материал даёт широкий простор воспитателю для проявления инициативы, творчества и осуществления самостоятельного выбора форм и методов работы с детьми по развитию познавательной активности детей.