Ольга Сорокина
Проект «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
Задачи:
Познакомить детей с лекарственными растениями : подорожник, лопух, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка.
Дать понятия о способах использования этих растений для лечения.
Публикация «Проект „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Закрепить знание детьми растений в роле «Распутай путаницу»
Познакомить со стихами и загадками о лекарственных растениях.
Участники проекта :
Дети старшей группы МБДОУ ДС №5, воспитатель Сорокина О. М.
Продолжительность проекта : 2 месяца (с 20.05.2013г. по 20.07.2013г.).
План проведения проекта :
Первый этап – подготовительный.
Подбор теоретических знаний о лекарственных растениях.
Подбор загадок, стихов, игр о лекарственных растениях.
Второй этап – проведение проекта.
Прогулка с детьми на луг.
Ознакомление с лекарственными растениями : подорожник, лопух, мать-и-мачеха, ромашка, одуванчик, с пояснением способов использования этих растений для лечения.
Проведение игры «Распутай путаницу».
Заучивание стихов о лекарственных растениях.
Загадывание загадок о лекарственных растениях.
Третий этап – подведение итогов.
Вырастить самим комнатное лекарственное растение.
Отчет о проведении проекта.
Гуляя с детьми на лугу, мы собирали лекарственные растения. Я научила детей отличать лекарственные растения от других по внешнему виду и дала им знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растения для лечения различных заболеваний. Мы выяснили, какие растения помогаю вылечиться от простуды, листочки каких растений лечат ссадины, царапины и почему нельзя брать и употреблять в пищу дикорастущие растения. Особенно незнакомые.
Мы познакомились с подорожником и я рассказала детям, что это за многолетнее травянистое растение с прикорневой розеткой ланцетных, цельнокройных листьев с 3 – 7 жилками. Стебли прямостоячие, заканчиваются яйцевидными соцветиями. Плоды – многочисленные коробочки с мелкими бурыми семенами. Растет везде : на лугах, на полях, вдоль дорог, в канавах в народной медицине употребляют сухие листья как отхаркивающее средство, при желудочно-кишечных заболеваниях и болезни печени; свежие листья употребляют наружно как ранозаживляющее средство при язвах, свищах, коклюше, астме.
Узнали, что за растение лопух. Что он растет в канавах, вдоль заборов, у человеческого жилья. На хорошей почве корни лопуха достигают размеров очень крупной моркови. Их можно есть сырыми, вареными, жареными, печеными. Корень лопуха собирать лучше ранней весной, при первом появлении листьев, или поздней осенью. Лопух обладает лекарственными свойствами, используется как наружное средство при лишаях, парше и при нарывах.
Еще мы собирали одуванчик лекарственный – многолетний сорняк, который встречается около жилья, по садам, лугам, огородам. Цветет с конца апреля и до глубокой осени. В старинной народной медицине одуванчик считали средством от бессонницы, хорошо влияющим на пищеварение, очищает легкие, понижает кровяное давление, помогает от желтухи.
Но, собирая желтые корзиночки цветов, дети немного ошиблись. Цветы напоминали одуванчик, но были меньших размеров. Эти цветы мать-и-мачехи. Эти цветы и листья сушат, а потом заваривают и пьют чай. Отвар мать-и-мачехи пьют при простуде, даже вдыхаемый дым горящих листьев мать-и-мачехи облегчает кашель.
На лугу мы видели и собирали еще одни цветочки – это ромашка лекарственная. Она имеет длинный голый и сильно ветвистый стебель с перисто-рассеченными нитевидными листьями. Сухие цветки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 минут и пьют на ночь: сон будет спокойным и крепким. Отвар пьют при простуде.
После сбора лекарственных растений я предложила ребятам их понюхать, определить, какой запах, сравнить внешний вид растений (листья, цветы, стебли).
Для закрепления знаний полученных на прогулке, мы с детьми играли в игру «Распутай путаницу». Я предлагала детям картинки на которых были нарисованы отдельные части растений и предлагала им их соединить. Почти все дети с заданием справились. С теми детьми, которые затруднялись, мы выполняли задание неоднократно.
Также мы с ребятами учили стихи о лекарственных растениях :
Во время свободной деятельности, прогулок я загадывала детям загадки:
Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит,
У него согнулись ноги
Неприметен он на вид. (Подорожник)
Тонкий стебель у дорожки,
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушочки.
Нам он – как хороший друг –
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Белая корзина, золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)
Горел в траве росистой фонарик золотистый,
Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)
После всей проведенной мной работы дети стали узнавать и называть лекарственные растения. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Аптека» дети «лечат» друг друга, игрушки лекарственными растениями. Теперь мы решили вырастить комнатное лекарственное растение у себя в группе. Я принесла маленький росточек растения каланхоэ, и мы посадили его в цветочный горшок. Это замечательное растение лечит насморк при простуде и снимает заложенность носа. Теперь мы будем наблюдать за ростом каланхоэ и опробовать его целебные свойства на практике.