Светлана Малютина
Лепка из солёного теста. «Принесли нам чудо — кактус…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т. д. Главное тут творческий замысел, интерес воспитанников к процессу.
Публикация «Лепка из солёного теста, „Принесли нам чудо — кактус…“» размещена в разделах
- Кактус. Лепка, пластилин
- Кактусы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Забавные композиции, сделанные своими руками, украсят ваш дом, групповое помещение или станут прекрасными подарками. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то изделие прослужит долгое время. В течение первых месяцев, для “самых любопытных все попробовать на вкус”, я готовлю небольшой кусочек теста, состоящий только из муки и соли. Тесто приготовить – занятие трудоемкое, даже для взрослого. Чуть перельешь воды – и тесто будет расползаться, а фигурки терять очертание. Не дольешь – тесто будет крошиться под пальцами, а фигурки трескаться. Необходим определенный навык. Детям 6-7 лет это уже по силам. Методом проб и ошибок они постепенно учатся получать тесто нужной плотности, руки приобретают “чутье”. Естественное любопытство детей полностью удовлетворяется. На занятиях я знакомлю и обучаю детей следующим технологиям:
– смешивание цветов и составление своей палитры,
– соединению деталей;
– изготовлению плоских фигур;
– изготовлению объемных фигур с помощью фольги:
– покрытию работ водяным лаком.
А также сочетанию изделий из теста с другими материалами:
– тканью;
– деревом;
– картоном;
– проволокой;
– сухоцветами.
Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда.
Главной своей задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.
Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.
Использование вылепленных игрушек в игровой и театральной деятельности помогает развить интонационную выразительность речи, речевое дыхание, силу голоса. Игровой прием – “Волшебная линия”, где ребенок манипулирует с полоской теста, превращая ее то в одну, то в другую букву помогает освоить азы грамоты.
У детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности. Чтобы это стремление не угасло, стараюсь, чтобы каждое изделие было востребованным, обрело свою собственную “жизнь”. Бусы мы подарили детям раннего возраста. Малыши учатся нанизывать их на шнурок. В “Магазине” живут всевозможные овощи, фрукты, хлебобулочные изделия: ватрушки, батоны, крендельки и тортики из соленого теста.
Веселые лепные фигурки становятся героями театральных постановок. Так ребенок начинает осознавать общественную значимость творчества, свою личную причастность к общему делу.
Работая с детьми, я пришла к такому выводу: развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо начинать как можно раньше. Многие родители малышей заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались, знают, насколько важны для детей занятия лепкой.
Однако, легко сказать – заниматься лепкой. И как это сделать, с чего начать, как заинтересовать ребенка?
Условия проведения занятий тестопластикой.
Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю продолжительность занятий 20-25 минут. Число участников в группе до 9 человек. Занятия проводятся в хорошо проветренном помщении.
Правила поведения на занятиях тестопластикой :
• Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
• Для чего мы здесь собрались?
• Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
• Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
• Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т. д.? (с любовью, вниманием)
Тестопластика выполняет следующие функции:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Цель:
Создание условий для формирования:
• устойчивых эмоциональных состояний у детей,
• фундамента основ согласования,
• усиления познавательной деятельности.
На занятиях решаются следующие задачи:
• развитие познавательной сферы ребенка,
• развитие эмоционально-волевой сферы,
• формирование основ сотрудничества, взаимодополнения, взаимопомощи,
• расширение представлений об окружающей действительности,
• приобретение навыков и умений в практической творческой деятельности.
Каждый вид работы выполняет специфические функции.
1. Групповая - в подгруппах
Служит средством для:
• укрепления и развития моторики;
• коррекции эмоционального состояния;
• повышения самооценки;
• улучшения взаимоотношений с родителями, сверстниками, взрослыми;
• развития пространственного мышления, пространственной ориентации;
• развития умения позитивного взаимодействия в процессе творческой работы;
• воспитания сотрудничества, повышения мотивации, помощи младшим детям через проведение игровых занятий с применением дидактического материала, изготовленного своими руками;
• развития пространственного мышления, моторики, воображения, эстетического вкуса.
Лепка из солёного теста для детей 5-8 лет[/i]
Тема: «Замечательные кактусы с нашими пожеланиями».
Материалы и оборудование:
Яйцо (или Киндер - сюрприз, блокнот для записи пожелания или желания, тесто зелёного, бежевого и розового цвета, зубочистки или ёлочные иголки (для иголок,
Ход занятия:
1.
Воспитатель предлагает детям написать пожелание.
2.
записки написаны, прячем их в яйцо.
Предлагаем детям скатать колбаску, делим колбаску пополам.
3.
Наши пожелания написаны, спрятаны в киндер. Теперь берём бежевый кусочек теста, который отложили и прячем наш киндер в тесто. Предлагаем детям поставить наш кусочек на диск.
4.
Игра:
Ребята, крутим наш горшочек как - будто мы на гончарном круге, как гончары.
5.
Предлагаем детям ладошками, движениями "туда-сюда" создать горшочек.
Таким образом, получается ровная, цилиндрическая форма.
Пальчиками оформляем края, сразу можно завязать на горшочке ленточку (или новогодний дождик).
Теперь берём зелёное тесто.
1.
Катаем колбаску
2.
Режем его, как колбаску, на много одинаковых кусочков.
3.
Предлагаем детям брать то по два кусочка, то по три кусочка - чтобы все "кактусинки" были разного размера.
4.
Катаем из каждых - колбаски.
5.
Втыкаем в них зубочистки или иголки с ёлки.
1.
Аккуратно втыкаем наши части кактуса в горшочек
2.
Теперь делаем иголки нашему кактусу.
*Предварительно нужно подготовить зубочистки - отстричь кончики.
Пора лепить розочку
Для детей необходим простой и быстрый вариант.
1. Катаем из маленького остатка теста - тоненькую колбаску
*Педагог может такие маленькие розовые шарики раздать отдельно, чтоб не путать детей в начале занятия.
2. Расплющиваем колбаску пальчиками, пусть даже будет неровно (тем лучше)
3. Теперь скручиваем нашу полоску.
4. Поджимаем пальчиками к низу.
*Пора посадить розочку на кактус.
*Не забываем напомнить детишкам, чтоб помазали водой.
(Если розочка у кого-то большая, то её тоже можно посадить на зубочистку.)
***
Принесли нам чудо-кактус!
Вот так кактус! Вот так да!
Но сломался чудо-кактус…
Ну, да это не беда!
Мы возьмём теста кусочек,
Наберём воды в стакан,
Погрустим ещё разочек…
И покажем лепку Вам!
Это лепка – не простая,
Тестопластика – она!
Разовьём воображенье;
Мелкую моторику;
И изготовим кактус мы,
И к нему иголки!
Посмотрите наш проект,
Его лучше в мире нет!
(С. Лескова)