Папки-передвижки

Лепка из соленого теста как способ развития речи дошкольников

Мария Авдеева
Лепка из соленого теста как способ развития речи дошкольников

Консультация для педагогов на тему:

«Лепка из соленого теста, как способ развития речи дошкольников».

Подготовила: Авдеева М. М., воспитатель МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР

Значение лепки для всестороннего развития и воспитания дошкольника очень велико. Лепка имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связано с развитием речи. На занятиях лепкой у детей в большей мере развивается мелкая моторика. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. У детей с плохо развитой речью наблюдается в разной степени общая моторная недостаточность. Проведенные опыты и обследование большого количества детей выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Публикация «Лепка из соленого теста как способ развития речи дошкольников» размещена в разделах

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с соленым тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

На занятиях лепкой я знакомлю детей с новыми словами ( ДЕЙСТВИЯ:прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надрезать, надавливать, закручивать, отделять, ПРЕДМЕТЫ: каркас, форма, барельеф, ПРИЗНАКИ:заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д, учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомиться с названиями предметов, их признаками и действиями, которые он производит с предметами.

Важным этапом в развитии понимания речи необходимо, чтоб ребенок научился понимать все, что находится вокруг него, все, что он делает и, как делает. На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Лепка благоприятна для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, кисть или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

В своей работе я использую такие методы, как:

• Речь воспитателя – эталон для подражания (речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи грамотно построена, доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений)

• Обследование предметов (1. Восприятие детьми целостного облика предмета. 2. Вычленение основных частей этого предмета, и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.) 3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т. д.) 4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. 5. Повторное целостное восприятие предмета.)

• Проговаривание всех действий ( Пример: Это кошечка. Сегодня мы будем лепить такую кошечку. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это головка. Головка у кошечки круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все дети видят головку? И т. д)

• Воспроизведение всех своих действий в воздухе ( пример: Давайте с вами покажем, как мы будем лепить головку, туловище, хвостик, круговыми движениями, раскатывающими и т. д.)

• Сравнение действий детей ( пример: Настя слепила пирожное с листочками, а Коля с розочками, а Степа решил слепить бублик и т. д.)

• Вопросы к детям ( Пример: Амина, что ты лепишь? Яблоко. Какой оно формы? Круглой. Егор, а что лепишь ты? Огурец. Какого он цвета? Зеленого Целесообразно повторять ответ ребенка, включив его в предложение: Амина лепит яблоко, оно круглое)

• Индивидуальный подход на занятиях (Исходя из индивидуальных особенностей детей)

• Таким образом в заключении можно с уверенностью заявить, что занятие лепкой одновременно являются и занятие по развитию речи.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы с неблагополучными семьями Перспективное планирование работы с детьми и их родителями неблагополучных семей в М ДОУ Детский Сад №15 «Лужок» в первой младшей группе.

Тестопластика. Картины из соленого теста.Тестопластика. Картины из соленого теста. Лепка - любимое и увлекательное занятие детей. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но детям очень интересно попробовать для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка из соленого теста как способ развития речи дошкольников
Опубликовано: 20 января 2015 в 18:21
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД