Виктория Анатольевна Василец
Летняя оздоровительная программа «Летние приключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Летне-оздоровительная программа
дошкольных групп МКОУСОШ № 4 п. Хинганск
«Летние приключения»
Составила:
Василец В. А.
старший воспитатель дошкольных групп
МКОУ СОШ № 4 п. Хинганск
Пояснительная записка.
Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества.
Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека,
величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
К. Д. Ушинский.
Публикация «Летняя оздоровительная программа „Летние приключения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Лето - это особенный период в жизни ребенка-дошкольника, широко открывающий дверь в мир природы, дающий, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную воз-можность познания, новых открытий, созидания, общения. Погода летних месяцев предос-тавляет возможность оздоровления детского организма, так как давно доказано, что все за-каливающие мероприятия лучше начинать летом. Необходимо сделать все, чтобы детский организм окреп.
Все дети рождаются исследователями. Стремление наблюдать и экспериментиро-вать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального дет-ского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ре-бенка. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и раз-вить в ребенке интерес к исследованиям, создать необходимые условия для этого. Летом ребенок больше времени проводит на природе, общается с ней, и это позволяет в большей степени, чем в другие сезоны, решать задачи экологического воспитания, формировать лю-бознательность ребенка, пытливость его ума. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, а детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, где дети учатся эстетически воспринимать природу, любоваться и бережно к ней относиться, на-блюдать и устанавливать взаимосвязь живых организмов друг с другом.
У каждого из нас с детства остаются, щемящие душу воспоминания: колокольчики, ласково и напевно и напевно лепечущие, что-то в траве; кристально чистая река, цветущий куст жасмина, пение крохотной птахи; узкая тропинка в лесу, залитая солнцем, кузовок, доверху наполненный земляникой. Как сохранить восторженное чувство любви к природе? Как научить не только восхищаться ее красотой, но и беречь ее?
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей дошкольно-го возраста в условиях дошкольных групп с дневным пребыванием.
Программа отвечает возрастным психологическим особенностям дошкольников. В ходе реализации программы расширяется кругозор детей, активизируются познавательные интересы, приобретается опыт нравственно-эстетического восприятия мира, проживания событий, ситуаций.
Цель: Объединить усилия взрослых по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение за-болеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое разви-тие детей, развитие любознательности и познавательной активизации, формирование куль-турно-гигиенических и трудовых навыков.
3. Воспитывать нравственные, духовные качества ребёнка во время общения с природой.
Участники программы.
Дети 3 – 6 лет. Особое внимание уделяется детям из многодетных и малообеспеченных семей, творчески одарённым детям.
Педагоги: старший воспитатель, воспитатели дошкольных групп, музыкальный руководи-тель.
Младшие воспитатели дошкольных групп.
Медсестра школы.
Родители воспитанников.
Этапы и сроки реализации программы.
Срок реализации программы : июль 2016 – август 2016.
Начало реализации программы : июль 2016 г.
Заключительный этап: IV неделя августа 2016 г.
Ожидаемые результаты для участников программы.
1. Для воспитанников:
- повысятся функциональные возможности детского организма;
- снизится заболеваемость;
- повысится интерес к физической культуре и спорту.
- дети получат новые знания, повысится их интерес к окружающему миру, родному краю, творчеству, природе;
- приобретут опыт нравственно-эстетического восприятия мира, проживания событий, си-туаций.
- проявятся положительные эмоциональные отношения к природе, желание беречь её и заботится о ней.
2. Для педагогов реализация программы позволит :
- укрепить дружбу и сотрудничество между детьми разных возрастов.
- создать методическую базу по организации летнего отдыха дошкольников.
- приобрести опыт помощи ребёнку, понять себя, поверить в свои силы, создать ситуа-цию успеха.
- вовлечь родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и дошколь-ных групп.
Критерии результативности:
Снижение заболеваемости воспитанников на 15%;
Повышение уровня познавательной активности у детей на 10%;
Повышение активности родителей воспитанников на 20 %.
Принципы реализации программы.
Комплексно – тематический принцип.
Принцип доступности.
Принцип общения – умение говорить, слушать, понимать.
Принцип динамичности (постоянной смены видов деятельности).
Принцип успешности – умение делать.
Основные технологии:
Здоровьесберегающая технология – удовлетворение двигательной активности детей, совместные с родителями досуги, встречи - практикумы.
Проблемное обучение – создание проблемных ситуаций.
Игровые технологии – картотека игр.
Технология проектной деятельности - работа в уголке природы, реализация проектов.
ИКТ - использование образовательных ресурсов Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, создание презентаций, видеороликов, клипов, видео- и аудиотехника.
Механизмы реализации программы :
- игра (словесная, дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная,
- викторина,
- выставки - конкурсы,
- праздники, развлечения,
- познавательно-развлекательные и спортивные игры,
- проектно-исследовательская деятельность,
- наблюдения за изменениями в природе,
- исследования объектов живой природы с помощью лупы,
- экскурсии, прогулки за территорию дошкольных групп,
- педагогическое просвещение родителей воспитанников.
Направления программы :
Физкультурно-оздоровительное.
Познавательное.
Речевое.
Нравственно-патриотическое.
Художественно-эстетическое.
Обеспечение реализации основных направлений программы :
Организация утреннего приёма и максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Внедрение активных методов оздоровления в разных видах деятельности.
Работа с детьми по предупреждению бытового и дорожного травматизма, противопожар-ной безопасности.
Экологическое просвещение детей, расширение знаний об окружающем мире, труде людей.
Воспитание чувства любви и уважения к Отечеству, национальным традициям.
Развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности.
Средства и способы аналитической деятельности:
- наблюдение,
- игра,
- анализ продуктов деятельности участников программы,
- беседа,
- опрос и анкетирование родителей.
Наблюдения, игры, беседы покажут, как дети умеют договариваться, играть сообща, есть ли интерес к деятельности.
Проведение выставок-конкурсов позволит выявить творческие способности детей.
Оформление родительских уголков, опросы, анкетирование позволят выявить степень участия родителей в реализации данной программы.
Кадровое обеспечение программы :
- старший воспитатель дошкольных групп
- воспитатели дошкольных групп
- музыкальный руководитель
- младшие воспитатели дошкольных групп
- медицинская сестра школы
- обслуживающий персонал.
Методическое обеспечение:
Инструкции для сотрудников дошкольных групп:
- инструктаж по ТБ и пожарной безопасности на рабочем месте.
- инструктаж по проведению целевых прогулок, экскурсий за территорию участка дошко-льных групп.
Литература:
1. «Беседы о здоровье» Т. А. Шарыгина, ТЦ-Сфера, М., 2010
2. «Развивающая педагогика оздоровления» В. Г. Кудрявцева, Б. Б. Егоров, М. 2000
3. «Лето красное, звонче пой!» О. П. Власенко, Волгоград, Учитель, 2007;
4. «А у наших у ворот развеселый хоровод» М. А. Михайлова, Ярославль, Академия Хол-динг, 2002;
5. «Ребенок познает мир» Т. И. Гризик, Издат. дом, 2004;
6. «Ознакомление с природой через движение» М. А. Рунова, А. В. Бутилова, М., Мозаика-Синтез, 2006;
7. «Солнечная тропинка» Л. С. Журавлева, М., Мозаика-Синтез, 2006;
8. «Играем на прогулке» Л. А. Соколова, Новосибирск, 2008.
9. «Проектная деятельность старших дошкольников», В. Н. Журавлева, Волгоград, 2011
10. «Занимательная экология» Е. А. Щербанева, Волгоград, 2012
11. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»Л. Н. Менщикова, Волгоград, 2009
12. «Художественно-творческая деятельность. Оригами» И. А. Рябкова, Волгоград, 2011
13. «Волшебный пластилин» О. А. Морозова, М., Мозаика-Синтез, 2005;
14. «Основы безопасного поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева, Волгоград, Учи-тель, 2008;
15. «ПДД в детском саду» Н. В. Елжова, Ростов-на-Дону, Феникс, 2013
16. «Беседы о правилах пожарной безопасности», ТЦ-Сфера, М., 2010
Методические журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
Материалы Интернета.
Материально-технические ресурсы:
- помещения дошкольных групп,
- кабинет музыки с видео- и аудио-оборудованием, проектором,
- спортивный зал, стадион, детская спортивная площадка (спортивное оборудование и ин-вентарь,
- медицинский кабинет школы.
Перспективный план работы с воспитанниками
Месяц/ тема
№ неде-ли Тема недели Совместная деятельность
воспитателя с детьми Итоговое меро-приятие
недели
Июль
«Постигая мир»
I
«Здравствуй, лето крас-ное!»
Беседы о семье и семейных ценно-стях, о дружбе. Рассказ воспитателя о родном поселке, его улицах. Соз-дание ситуаций по теме: «Мир безопасности». Экскурсии к реке Хинган, прогулки по улицам посел-ка.
Лепка «Угощение для кукол», «Лю-бимые игрушки».
Рисование «Моя дружная семья», «Мой лучший друг»».
Аппликация «Улицы поселка».
Оригами «Кораблик».
Чтение произведений, И. Токмаковой, А. Барто, В. Морозова. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о лете.
Развлечение
«Здравствуй, ле-то!»
II «Разнообраз-ный мир лю-дей и предме-тов». Беседы о профессиях, о кино. Рас-сказать о свойствах бумаги; безо-пасном поведении в доме и на ули-це. Экскурсии к памятнику Перво-строителям поселка. Чтение произ-ведение К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова.
Лепка «Посуда»
Конструирование «Игрушки из бу-маги», изготовление посуды в тех-нике папье-маше.
Рисование «Дом, в котором я жи-ву», «Отгадки к загадкам».
«Герои любимых мультфильмов»
Аппликация «Цвета радуги»
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в кинотеатр всей семьей» Выставка детско-го творчества
III «Мир новых открытий». Рассказ воспитателя об истории родного поселка, экскурсия в музей школы; о свойствах стекла и кера-мики. Беседы о профессиях, о пред-метах, облегчающих труд на произ-водстве. Чтение произведений В. Морозова, Н. Найденовой, К. Чуковского; русских народных сказок.
Лепка «Корзинка с ягодами»
Рисование «В гостях у сказки», «Роспись посуды».
Аппликация «Транспорт», «Мой двор».
Конструирование «Мандала добра» Досуг «Экспери-ментируем весь день»
IV «Лето – это красота» Беседы: «Что нам лето принесло?», «Наш дом – природа», «Братья на-ши меньшие». Рассказ воспитателя о ценности труда, о Почетных жи-телях поселка и области.
Чтение и заучивание произведений С. Маршака, Н. Носова, Е. Чарушина, В. Рябова, Т. А. Шорыгина, Г. Сладкова.
Лепка «Кошечка», «По замыслу»
Аппликация «Дары лета», «Кто в лесу живет?»
Оригами «Бабочки».
Рисование «Профессии моих роди-телей», «Натюрморт»
Реализация проекта «Собираемся в поход» Развлечение «В гостях у лесной феи»
Развлечение «Мы идем в поход»
Август «Детство – мир
познания».
I «Мир искус-ства и добро-ты» Беседы: «Маленькие помощники», «Голубой завиток» (гжель). Рассказ воспитателя о комнатных растени-ях, о птицах; знакомство с творче-ством Е. Чарушина.
Чтение художественных произведе-ний Е. Чарушина, В. Бианки. сказки: «Три поросенка», «Три медведя»
Рисование с натуры «Комнатный цветок», «Зверята». Роспись чайно-го сервиза.
Конструирование «Дом будущего»
Аппликация «Подарки добрым лю-дям» (методом обрывания бумаги руками, «Ветка с листьями»
Лепка «Птичка», «Три медведя» Фестиваль радо-сти и творчества.
II «Мир творче-ства и позна-ния себя» Беседы о ЗОЖ, о роли витаминов; о жарких странах. Рассказ воспитате-ля об искусстве портрета, о творче-стве Ю. Васнецова.
Чтение художественных произведе-ний С. Михалкова, К. Чуковского, А. Барто. Заучивание потешек, ско-роговорок о гигиене.
Лепка «Овощи и фрукты – по-лезные продукты»
Рисование «Портрет моей мамы», «Всех полезней солнце, воздух и вода», «Путешествие в жаркие страны».
Конструирование «Устроим кукле комнату», «Сказочный дворец».
Реализация проекта: «Растения лекари» Праздник «Будьте здоровы!»
Создание книги «Растения, кото-рые лечат»
III «Мир красо-ты» Беседы о русском народном декора-тивно-прикладном искусстве, на-родной росписи. Рассказ воспитате-ля о космосе.
Составление рассказов по кар-тинам, загадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
Лепка «Герои сказок»
Рисование «Роспись матрешки», «Узор на миске» (хохлома, «Кос-мический сон».
Аппликация «Поможем расставить посуду в шкафу».
Поход в всей группой на сеанс мультфильма. Веселая диско-тека «Сказки в гости к нам пришли»
IV «Летние при-ключения» Беседы о домашних животных, о транспорте, о профессиях. Рассказ воспитателя о русских народных играх.
Составление описательных расска-зов; чтение произведений К. Ушинского, В. Маяковского.
Лепка «Петушок с семьей», «Что мы умеем лепить».
Конструирование «Гараж», «Курят-ник».
Аппликация «Ферма», «Народные игры», «Кто, что носит», «Сказоч-ная птица».
Рисование «Волшебная поляна», «Кем я стану»
Выставка детско-го творчества: «Вот оно какое - наше лето!»
Приложение 1
Закаливающие мероприятия
№ Оздоровительные меро-приятия группа ответственные
1 Контрастные воздушные ванны
Все группы
После дневного сна, на физкультурных занятиях в группе, прогулке
Воспитатели, младшие воспитатели, медсестра школы.
2 Ходьба босиком «Дорожки здоровья» Во время прогулки
3 Облегченная одежда детей
В течение дня
4 Мытье рук, лица, шеи про-хладной водой
После дневного сна, прогулки
5 Прогулки 2 раза в день
6 Соблюдение режима про-ветривания помещений дошкольных групп
В течение дня
7 Ходьба босиком по мас-сажным коврикам После дневного сна
Приложение 2
Режим дня на летний период
Время Режимные моменты Содержание
7.30- 8.20 Мы рады видеть вас!
Играем вместе!
Прием детей (на воздухе).
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Индивидуально-коррекционная работа.
8.20-8.30 «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» Утренняя гимнастика
8.30-8.50 Приятного аппетита! Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
9.00- 9.40 «Это время – время игр, будем сами мы играть» Самостоятельная игровая деятельность детей.
9.40- 12.10 Час свежего воздуха Подготовка к прогулке. Прогулка. Воз-вращение с прогулки.
12.10- 13.50 «Умывайся, не ленись – чис-тым за обед садись!»
«Это время – для обеда, зна-чит, нам за стол пора» Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Обед: воспитание культуры еды.
13.00- 15.00 «Это - время тишины, все мы крепко спать должны» Сон с использованием музыкотерапии и чтением произведений художественной литературы.
15.00- 15.15 «Это время – для здоровья. За-каляйся, детвора!» Закаливающие процедуры. Коррекцион-ная гимнастика после сна в группе.
15.15 - 16.00 Час игры Познавательно-игровая деятельность.
Игры по интересам.
16.00 – 16.20 «Это время простокваш, в это время – полдник наш» Полдник: воспитание культуры еды
16.30 -17.30 Час свежего воздуха Прогулка в зависимости от погодных ус-ловий.
17.30-18.00 «До свидания!» Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми.
Работа с родителями. Уход детей домой.
Приложение 3
Наблюдения с детьми в природе:
Июнь:
• Продолжать знакомить детей с растениями родного края.
• Знакомить с трудом взрослых на огороде, в саду: (как сажают картофель, посев семян овощных и цветочных культур)
• Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (роса, туман)
• Экскурсия к реке Хинган, парк поселка
Июль:
• Цветочный калейдоскоп.
• Посвятить в тайны явлений природы: гроза, радуга.
• Наблюдение за развитием овощных и цветочных культур.
• Организация игр и опытов с песком, глиной и водой.
• Наблюдение за жизнью насекомых.
• Сбор лекарственных трав для витаминного чая.
Август:
• Закрепить знания о грибах, растущих в окрестностях поселка.
• Волшебная клумба (сбор семян с цветущих растений).
• Закреплять представления детей о жизни домашних и диких животных, насекомых, птиц.
• Знакомить с трудом хлебороба, пекаря.
• Экскурсии к реке Хинган, в парк (наблюдение за изменениями, произошедшими в природе)
Игровая деятельность детей.
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Добрые слова», «Назови три предмета», «магазин «Цветы»», «Сколько предметов?», «Вершки и корешки», «Назови насекомое с нужным звуком», «Вчера, сегодня, завтра», «Природа и человек», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «Наоборот», «Скажи, что ты слышишь», «Летает – не летает», «Что это за птица?», «Загадай, мы отгадаем», «Найди предмет той же формы», «Назови трех птиц», «Что где растет?», «Третий лишний», «Что происходит в природе», «Что растет в лесу», «Хорошо - плохо».
Подвижные игры: «Лягушки», «Песенка стрекозы», «Огурцы», «Рыбак и рыбки», «Охотники и утки», «Не попадись», «Где что растет», «Не дай мяч водящему», «Караси и щука», «С кочки на кочку», «Что мы видели не скажем, а что делали покажем», «Картош-ка», «Замри», «Зверинец», «Стадо», «Мяч передавай – животное называй», «Пустое место».
Опытно-экспериментальная деятельность:
• Почему не растет трава на тропинке?
• Как огурец попал в бутылку?
• Роса на растениях.
• Свойства мокрого песка.
• Водопроницаемость песка и глины.
• Насекомые перед дождем.
• Опыт с перьями птиц.
• Выяснение причины появления червей на поверхности почвы во время дож-дя.
Трудовая деятельность:
• Поддержание чистоты на участке.
• Уборка песка вокруг песочницы.
• Работа на огороде и цветнике (полив растений, прополка, рыхление почвы)
Приложение 4
Работа с родителями:
1. Провести с родителями семинар-практикум «Формирование у детей начал экологической культуры».
2. В уголок для родителей поместить консультации: «Закаливание летом», «Игра как сред-ство экологического образования дошкольников», «Овощи, фрукты. Витамины».
3. Сбор растений для гербария в течение всего лета.
4. Выставка совместного творчества родителей и детей на тему: «Хороши летние деньки!».
5. Участие родителей в повседневной жизни дошкольных групп (экскурсии, развлечения, реализация проектов, физкультурные мероприятия)
7. Индивидуальные беседы с родителями воспитанников.
Взаимодействие с социумом:
1. Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания населения п. Хинганск - совместное проведение праздников и развлечений, посещение поселковой библиотеки.
2. Амбулатория п. Хинганск - информационно-консультативная помощь детям и родите-лям с целью создания оздоравливающей атмосферы в дошкольных группах.
3. Взаимодействие с профильным отрядом МКОУСОШ № 4 п. Хинганск школы волонтеров «Добрые сердца» - оказание шефской помощи воспитанникам дошкольных групп.