Приложение МААМ

Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками

Жанна Старовойтова
Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Личностно – ориентированные технологии в работе с дошкольниками.

В настоящее время многие молодые родители заняты своей карьерой или расширением бизнеса. Наше общество развивается быстрыми темпами, поэтому мы уже не удивляемся, когда видим у крошечного малыша в руках телефон или планшет. Дети играют в игрушки, а родители тем временем заняты своими делами. Все реже родители разговаривают «по душам» с детьми. Именно поэтому в дошкольных учреждениях большое значение придают личностно – ориентированной технологии. На современном этапе очень важно относится к ребенку как к личности, раскрыть его способности, адаптировать его к окружающей действительности.

Публикация «Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками» размещена в разделах

В нашей прогимназии одной из приоритетных технологий является личностно – ориентированная технология. При этом главная задача - раскрытие индивидуальности ребенка, создание комфортных условий для развития его личности и развитие его природных потенциалов. Очень важно научить ребенка отстаивать свое мнение. В связи с этим изменился подход педагога к планированию и проведению организованной деятельности детей.

Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поэтому в нашей прогимназии ведутся карты индивидуального развития ребенка, где фиксируются особенности ребенка, его адаптация. Большое значение имеют и наблюдения за детьми. А также индивидульные беседы с родителями.

Формы личностно – ориентированной технологии:

экспериментальная деятельность - в нашей группе есть мини – лаборатория, где имеется необходимое оборудование для каждого ребенка, материалы постоянно меняются в соотвествии с планированием. Дети с удовольствием экспериментируют с различными материалами в свободной деятельности. Мы поощряем детей, предлагаем подумать что будет, если организовать тот или иной эксперимент. Это развивает интерес у детей, они приобретают ценный опыт, учатся делать самостоятельно выводы.

игры, игровые упражнения – в нашей группе большое внимание мы с коллегой уделяем сюжетным играм. Вместе с детьми по их желанию мы изготавливаем новые атрибуты к играм, постоянно обновляем игровые зоны, иногда даже мелочь (очки, скатерть и т. д.) способствует развитию сюжета игры. Часто ненавязчиво мы предлагаем застенчивым детям выполнить главную роль, подбадривая их; хвалим, когда у ребенка все получается.

Для того, чтобы детям было интересно в нашей группе, имеется много различных конструкторов и каждый ребенок может выбрать то, что ему хочется. Игровые упражнения мы часто используем при организованной деятельности. Так на занятиях по ФЭМП мы систематически используем палочки Кюизенера.

наблюдения- наблюдения за детьми помогают нам лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности; помогают педагогам понять, как можно помочь ребенку,если это требуется. С детьми нашей группы мы постоянно проводим наблюдения за живой и неживой природой, что развивает у них любознательность, интерес.

этюды – разыгрывая этюды с детьми, мы развиваем чувство ритма, музыкальные способности, каждый ребенок может самореализоваться. Здесь мы часто используем похвалу, подбадриваем ребенка, обращаем внимание на его достижения.

праздники и досуги - дети любят участвовать в праздниках, поэтому каждому ребенку мы стараемся дать маленькую роль. Благодаря этому, наши стеснительные дети уверенно выступают перед гостями. Вместе с детьми мы тщательно продумываем украшение группы, учитываем предложения всех детей, изготавливаем подарки родителям и малышам. При этом неважно насколько красив подарок, важно похвалить ребенка, обратить внимание, что он проявляет заботу о других.

подвижные игры - при организации подвижных игр мы стараемся вовлечь в игру каждого ребенка. При этом, не принуждая к игре, придумываем игры вместе на правах партнерства, усложняем правила. Каждый раз мы хвалим детей за что – то новое, интересное, за ловкость, быстроту, подбадриваем тех, кто стесняется.

гимнастика – в нашей прогимназии два раза в неделю дети по желанию занимаются аэробикой. Это позволяет создать радостное настроение утром, а так же координирует основные движения у детей. В остальные дни мы выполняем комплекс утренней гимнастики. При этом не принуждаем детей, постоянно используем похвалу. Проводится в нашей группе и дыхательная гимнастика, что способствует развитию творчества и укрепляет здоровье детей. Всегда мы предлагаем детям проявить фантазию, поощряем придумывание чего – то нового, оригинального.

При новом подходе к обучению и воспитанию в прогимназии мы нацелены на достижение положительного результата. Поэтому большое значение мы придаем изготовлению дидактического материала в соответствии с целями и задачами организационной деятельности. В группе много пособий по подготовке к обучению грамоте, по математике. Планируя работу с детьми, мы опираемся на уровень развития ребенка. С этой целью вначале и конце года мы проводим мониторинг развития каждого ребенка.

Умение проявить себя является неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку. Поэтому, планируя деятельность с детьми, мы строим воспитательно – образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, показать, что у него получается лучше всего, открыться с лучшей стороны.

Раскрытие природного потенциала ребенка и его способностей мы решаем в прогимназии следующим образом. В нашем образовательном учреждении работает физкультурный, изобразительный и музыкальный кружки. Их посещают дети, у которых наиболее выражены данные способности. Мы с коллегой проводим кружки по ФЭМП у детей («Эти удивительные волшебные палочки»- работа с палочками Кюизенера) и экспериментирование («Маленькие волшебники»). Каждый ребенок нашей группы имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится.

Для того, чтобы реализовать личностно – ориентированную технологию необходима развивающая среда. Поэтому мы в группе тщательно продумываем все игровые зоны. В группе имеются легкие мягкие модули, которые дети передвигают по группе, разнообразные наборы конструкторов, стелажи с игрушками. Развивающая среда постоянно обновляется в соотвестви с планированием. Иногда дети сами предлагают изготовить тот или иной атрибут, мы это только поощряем. Хвалим за инициативу.

Личностно – ориентированный подход, с одной стороны направлен на гуманное отношение к ребенку. В нашем учреждении есть музыкальный, физкультурный зал, кабинет по изодеятельности, оборудование для индивидуальных занятий. Мы ведем учет часто болеющих детей и стараемся лишний раз похвалить ребенка, не принуждать его к деятельности. С другой стороны, весь процесс строится на технологии «сотрудничества». Педагог организует деятельность так, чтобы ребенок видел рядом партнера по игре, помощника,друга. Мы в группе стараемся создать практичную развивающую среду. У нас есть мини – огород. Совместно с детьми мы делаем пособия, устраиваем праздники не только для родителей, но и для детей других групп.

Применение личностно – ориентированной технологии невозможно без соблюдения безопасных условий для развития личности ребенка. В нашей группе все обоудование подобрано в соотвествии с возрастными особенностями, надежно прикреплено. На участке вместе с родителями мы устраняем неполадки. При планировании деятельности с детьми мы уделяем большое внимание личностным отношениям. Стараемся при этом учитывать привязанности детей, их интересы.

Одной из важнейших задач является создание условий для формирования таких отношений в группе, которые бы позволили ребенку чувствовать себя очень комфортно. Мы с коллегой стараемся уважать каждого ребенка в группе. В течение рабочей смены с каждым ребенком мы устанавливаем тактильный контакт (для кого- то это рукопожатие, поглаживание по руке, голове и т. д.). С утра мы обращаем внимание на эмоциональное состояние детей. Обсуждая с детьми разные возникающие ситуации, мы учим детей сопереживать, жалеть других людей. Режимные моменты занимают много места в деятельности дошкольника. Поэтому очень важно обращать внимание на достижения детей, чаще их хвалить, разговаривать спокойно и ласково.

При планировании мы стараемся уделять внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальность, интересы и возрастные особенности.

Поскольку игра – это ведущий вид деятельности каждого дошкольника, то и организованную деятельность с детьми мы планируем в форме игры. При этом руководим игрой таким образом, чтобы каждый ребенок был чем - то занят. Это должно соответствовать его интересам. Организуя образовательную деятельность с детьми, часто используем такие методы, как непринуждённая помощь, поощрение.

При организации совместной игры мы не заставляем ребенка заниматься тем, чем ему не хочется. Для того, чтобы заинтересовать детей игрой, для сюжетных игр всегда обновляем развивающую среду. Предлагаем менее инициативным детям брать на себя главные роли, при этом направляем игру, вносим свои предложения по развитию сюжета. В группе есть короб «сокровищ», к которому часто обращаются дети. В ней собраны всякие мелочи, что очень нравится детям и развивает у них фантазию и интерес к играм. С большим интересом мы относимся к тому, что придумывают дети, к их достижениям, поощряем все, что сделано своими руками.

В группе поддерживаем веселый разговор и смех детей. С детьми мы разговариваем спокойно. При планировании большое значение мы придаем чтению художественной литературы, наблюдениям в живой и неживой природе, обсуждаем события, произошедшие в группе, праздники. Выстраиваем экологические цепочки с детьми. Иногда после выходных мы беседуем о том, как ребята провели эти дни, что сближает детский коллектив.

Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому строить воспитательно – образовательный процесс необходимо так, чтобы в деятельности педагог находился «на уровне глаз» ребенка.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология должна быть в приоретете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.

Воспитатель СОГБОУ «Прогимназия «Полянка»

Старовойтова Ж. Н. г. Смоленск

Публикации по теме:

Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками (из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №39 г. Арзамаса.). Самая важная проблема.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками В условиях обновления содержания образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных.

Личностно-ориентированные технологии в ДОУЛичностно-ориентированные технологии в ДОУ В своей работе с детьми я применяю личностно-ориентированную технологию, ставя в центр образовательного процесса личность ребенка, обеспечение.

Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде (выступление на педсовете) Личностно-ориентированная технология реализуется в предметно – пространственной развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новой.

Манка в работе с дошкольниками. Мастер-класс по использованию манной крупы в работе в детском садуМанка в работе с дошкольниками. Мастер-класс по использованию манной крупы в работе в детском саду Многие дети очень любят рисовать. Рисование приносит им массу удовольствия. А если это ещё и нетрадиционное рисование, то это ещё более.

Манкотерапия в работе с дошкольникамиМанкотерапия в работе с дошкольниками Манкотерапия в работе с дошкольниками Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым.

Музыкотерапия в работе с дошкольниками Цели: Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе.

Статья «Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками» Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками (из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №39 г. Арзамаса.). Самая важная проблема.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 19:40
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Старовойтова (УИ 422922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД