МААМ-картинки

Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками

Ирина Перцева
Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками

Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками

(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №39 г. Арзамаса.).

Самая важная проблема в современных условиях дошкольного воспитания-сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Выбор здоровьесберегающих технологий, соответствующих дошкольному возрасту, устраняющих перегрузки воспитанников является приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений. В последние годы наблюдается негативная тенденция ухудшения состояния здоровья детей, снижения уровня психического и физического развития. В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей, имеющих речевые нарушения. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. В своих исследованиях Р. Е. Левина, [6] С. В. Леонова, В. И. Селивёрстов, Н. А. Чевелёва констатируют, что заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребёнка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатлительных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действуют на психику, изменяет характер ребёнка. Различные речевые нарушения у заикающихся детей быстрее и легче преодолеваются с помощью курса логопедической ритмики. Исследованием речевого развития детей с заиканием посредством логопедической ритмики занимались Г. А. Волкова (1986, В. А. Гринер (1990, В. И. Дресвянников (1982, Г. Р. Шашкина (2005) (9). Логопедическая ритмика одно из средств развития и совершенствования речи и моторики старших дошкольников с заиканием. Занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении. В связи с тем, что в МБДОУ д/с 39 города Арзамаса открыта группа компенсирующей направленности для детей с заиканием, было решено включить в сетку занятий логоритмику. Целенаправленная работа по коррекции речевых нарушений у дошкольников с заиканием, развитие темпо-ритмических способностей, развитие коммуникативной функции речи, мы решаем посредством логопедической ритмики, которая способствует быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики расстройства, этапов логопедической работы, развитию мыслительной деятельности, коррекции двигательной сферы, неречевых психических функций. В ходе специального обучения нами осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается не путём механических тренировок, а благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирования навыков пользования детьми доступными формами ситуативной речи с последующим усложнением и переходом к контекстной речи. Речевые упражнения с этой целью мы проводим в специально организованных условиях общения. Для этого мы создали специально организованную среду в группе, которая является мобильной, то есть видоизменяется в зависимости от этапов коррекционной работы и от года обучения, их возраста и половой принадлежности, по методике Н. А. Коротковой. Занятия по логоритмике проводим в музыкальном зале 1 раз в неделю. Каждое занятие посвящено одной лексической теме. Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанные Г. А. Волковой [1, 11].

Публикация «Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками» размещена в разделах

Принцип систематичности будет заключаться в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса.

Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.

Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы, образного слова педагога.

Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей.

Этиопатогенетический принцип требует дифференцированного построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства, поэтому занятия сроятся по-разному. Например, при заикании логоримические занятия направлены на коррекцию моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося, а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию слухового внимания, дифференциации ротового и носового дыхания, снятию назализации и т. д.

Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией, наличием парезов при дизартрии. Учитывая возможности детей, дозируется соответствующая нагрузка.

Принцип этапности, определяет логическую последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков.

В его основу положен принцип от простого к сложному. Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся дошкольников являются : нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные. [1, 10].

Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания (диафрагмально-рёберного); воспитание правильной осанки, походки; укрепление сердечно-сосудистой системы, эндокринной и т. д. В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; Воспитание таких параметров моторики как объём движений, точность, переключаемость, длительность удерживания движений; координация движений; Знакомство с некоторыми музыкальными терминами при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр). Развитие словесно-логического мышления.

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Содержание логопедической ритмики зависит от этапа логопедической работы. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

I этап ограничения речи. На логоритмических занятиях в это время вводятся не речевые средства-упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения на развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков-инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

II этап сопряжённой и отражённой речи. На логоритмических занятиях кроме не речевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

III этап диалогической речи. На логоритмических занятиях продолжается формироваться развитие просодической стороны речи и предлагаются упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счётные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

IV этап самостоятельной речи. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.

V этап спонтанной эмоциональной речи и общения. В логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение. Т. о. к этапу спонтанной речи и общения, у детей с заиканием формируется основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Средства и методы логопедической ритмики:

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть им очень просто-для этого не требуется специального образования и даже природного дара.

Рекомендации по проведению расслабляющих упражнений с детьми:

-Вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользоваться мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.

-Использование средства на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки.

- Совершенствование умений управлять своими движениями. Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся с понятиями «громко» и «тихо» в музыке.

- При выполнении упражнений можно использовать спокойные шумовые фоны или медленную музыку.

В книге для логопедов «Устранение заикания у дошкольников в игре» 1984 И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской [3, 45] предлагается комплекс расслабляющих упражнений в основе которых использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона.

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа: I этап мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Расслабление мышц рук: «Коготки и лапочки», «Лимон», «Олени», «Драка», «Кулачки». Расслабление мышц шеи: «Испуганная черепаха», «Любопытная Варвара» Расслабление мышц ног: «Кораблик», «Пружинки». Расслабление мышц корпуса и всего тела: «Штанга», «Марионетки», «Сосулька», «Мяч и насос», «Снежная баба», «Ленивый кот». Упражнения, направленные на эмоциональное расслабление: «Птички», «Ленивый кот», «Воздушный шарик», «Загораем», «Волшебный сон» : «Путешествие в волшебный лес», «Тихое озеро», «На пляже», «На лесной опушке».

II этап мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности; Расслабление мимических мышц: «Муха», «Удивился», «Рассердился», «Испугался». Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка) : «Лягушка», «Орешек», «Хоботок», «Грибок», «Сердитый язычок», «Горка», Рот на замочке», слоговая гимнастика «Твёрдо- мягко».

III этап внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

Метод рисования песком. Работая с песком на плоскости, движения рук становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Рисовать можно и двумя руками одновременно, что способствует межполушарному взаимодействию (элементы кинезиологии). При рисование песком решается ряд коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач, проводится работа по профилактике дисграфии и дислексии. А при рисование песком под музыку включаются в работу одновременно несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный, речедвигательный, что помогает развивать мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, работу мозга, способствует коррекции темпо-ритмической организации речи, нормализации мышечного тонуса, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а в последствии и закрепить удлинённый выдох (пропевание гласных звуков на одном выдохе). Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабится и отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят многие речевые и психологические проблемы. Рисование на песке помогает корректировать проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность; эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары; семейные проблемы: развод, появление младшего ребёнка, стрессовая ситуация, смена места жительства; коммуникативные проблемы: поступление или смена детского сада, трудности в общении с другими детьми и взрослыми. Метод рисования на песке полезен людям, которые много времени проводят за компьютером и даже пожилым людям, т. к. с возрастом у людей снижается чувствительность рук.

Биоэнергопластика - синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой с помощью которой совершенствуется регулирующая и координирующая функции нервной системы, сокращает время занятий, улучшает их результативность.

«Шагистика». С помощью специальных упражнений замедляется темп речи, задаётся нужный ритм, развивает речевое дыхание, а также проводится работа над слоговой структурой слова. Упражнения производятся синхронно под счё т: шаг-цифра. Ребёнок шагает по следам на дорожке или перешагивает через ленты (один шаг-один слог или одно слово, или шагает только на ударный слог в словах, предложениях). Прошагивать слова или считать цифры на одном выдохе очень хорошо развивает речевое дыхание в процессе произнесения прозаического текста.

Речь, ритм, движение. Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, притопывание, прыжки, перешагивание). Допускается отстукивание ритма ногами, отхлопывание руками или кистью одной рукой или пальцами ведущей руки по какому-нибудь предмету, например, по столу, по колену в положении сидя» или по бедру в положении «стоя» с помощью специально подготовленных тренажё ров: мягкой груши, бельевых прищепок, парных пуговиц, пластмассовых крышек, слоговой лесенке, «игровой ладошки», мяча, «верёвочных узелков», используя метроном, с помощь пальцев ведущей руки (метод Л. З. Андроновой-Арутюнян, используя рече-ручной-режим (Р-Р-Р) имитация игры на пианино, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному тихий. Один слог-одно движение. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы с помощью ритмических рисунков и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи. Упражнение «узелки» (ритмический перехват).

Формирование речевого дыхания - важная составляющая коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми и одно из условий речевого общения.

1 этап. Цель: Развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

2 этап цель: Дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

3 этап. Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

4 этап: Цель: Развитие собственного речевого дыхания.

5 этап. Цель: Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Оздоровительные задачи по речевому дыханию:

Тренируется диафрагма, создавая так называемую дыхательную опору голосообразования;

Усиливается вентиляция бронхов, лёгочной ткани;

Увеличивается жизненная лёгкость лёгких;

Повышается усвояемость кислорода тканями;

Развивается подвижность и выносливость голосовых связок;

Формируется ритмичность физиологического дыхания с оптимальной пластичностью дыхательных движений.

Вырабатывается новый динамический стереотип речевого дыхания (быстрый, достаточный по глубине вдох и удлинённый, замедленный речевой выдох)

Устанавливается оптимальный по силе, звучанию, мелодике голос;

Нормализуются темпо-ритмические показатели речеведения.

Участие в театральных инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и тем самым побудить говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. В играх драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе, а затем включаются в программу праздничных утренниках.

В логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение. Вывод Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т. д. дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект. Мы кратко рассказали о системе коррекционной работы, в её основе лежит комплексный подход, а поставленные задачи решаются нами через создание мобильной коррекционно- развивающей среды, применение современных коррекционно-развивающих технологий в работе с заикающимися дошкольниками, в частности

логоритмики, дающей стабильные, положительные результаты в нашей деятельности.

Литература

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. Высш. учебн. заведений. -М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -272с. – (Коррекционная педагогика).

2. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников : Кн. Для логопедов. – М. : Просвещение, 1983 – 144 с.

3. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л. Устранение заикания у дошкольников в игре : Кн. Для логопедов. -М. : Просвещение, 1984г.

4. Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., Просвещение, 1993. – 134 с.

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Секачев В. Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.

6. Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. - 1969. - № 3. - С. 9-17.

7. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Леонова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

8. Селиверстов В. И. Заикание у детей. – М. : ВЛАДОС, 1994. – 200 с.

9. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

Публикации по теме:

Современные здоровьесберегающие технологии в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя Слайд №2) Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки,.

Дети и современные технологии Дети и современные технологии. Мой личный взгляд на проблему «детей и техники», стоит ли приучать детей к компьютеру, или же это мешает.

Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические технологии в работе с дошкольниками в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические технологии в работе с дошкольниками в соответствии с ФГОС» Подготовила: воспитатель Зитева.

Обучение родителей и педагогов ДОУ технологии применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Проблема творчества всегда была одной из актуальных в истории дошкольной педагогики. Развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Современные образовательные технологии в ДОУ «Современные педагогические технологии в ДОУ». Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУВ настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королев МО детский сад №39 общеразвивающего вида «Солнечный.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Современные здоровье-сберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ В настоящее время проблеме здоровья уделяют все больше внимания, особенно четкий контроль стоит за здоровьем детей находящихся в детских.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками
Опубликовано: 25 января 2017 в 00:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД