Лучший педагог года

Личностные особенности одарённых детей

Марина
Личностные особенности одарённых детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями. Проблемы, связанные с развитием способностей и одарённости, всё больше привлекают к себе внимание учёных, работников образования, писателей, журналистов, как в нашей стране, так и за рубежом. И это естественно, закономерно, поскольку отражает характерную для сегодняшнего дня тенденцию – гуманизацию. Ведь развитие личности, её достижения в жизни, самореализация тесным образом связаны с её способностями, одарённостью.

Темочки:

Особенный интерес для исследователей представляют вопросы детской одарённости и раскрытия талантов на ранних стадиях его проявлений. Профессор Х. Ю. Айзенк определял умных детей как золотой фонд общества.

Под способностями понимаются такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.

Одарённость чаще всего трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально – психологическую особенность учёные характеризуют, как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов. (Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.)

Таким образом, одарённость рассматривается как динамическая характеристика (Ю. Д. Бабаева, Ф. Монкс, А. И. Савенков, А. Танненбаум и др.).

Отечественные и зарубежные исследователи чаще всего одарёнными называют тех детей, которые делают всё немного раньше, немного лучше, немного быстрее и часто немного не так, как большинство их сверстников, а также демонстрируют высокий уровень способностей в одной или нескольких областях. Это могут быть: интеллектуальные способности, способность к обучению, творческое мышление (креативность, художественные способности, лидерские способности, психомоторные способности. Не исключено, что признаки одарённости, проявляемые в дошкольном детстве, могут постепенно «угаснуть», и наоборот, одарённость может проявиться на новых этапах. Поэтому, представляется более целесообразным, верным с психологической и педагогической позиций в практической работе с одарёнными дошкольниками вместо понятия «одарённый ребёнок» применять понятие «признаки одарённого ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).

В научной литературе (зарубежной и отечественной) описан ряд этих признаков, некоторые из числа тех, которые проявляются уже в первые годы жизни ребё нка:

- опережение в развитии речи и мышлении своих сверстников;

- раннее проявление улыбки и раннее узнавание лиц, ухаживающих за ребёнком;

- обладание значительной памятью;

- способность к длительной сосредоточенности; повышенный объём внимания;

- высокий уровень активности;

- проявление любопытства и любознательности;

- проявление ранней увлечённости, постоянство в своих любимых занятиях, высокий интерес к решаемой задачи;

- самостоятельный выбор занятия, а не пассивное его принятие;

- креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному, стремление реагировать на внешние стимулы в соответствии с собственными мыслями и ощущениями;

- перфекционизм (стремление доводить продукты своей деятельности досоответствия их высоким требованиям;

- высокий уровень обучаемости и явное получение удовольствия от этого процесса;

- чувство юмора;

- широта интересов;

- повышенная чувствительность, ранимость и сострадательность;

- самостоятельность, независимость, уверенность в себе;

- чувство справедливости.

И способности, и одарённость как проявляются, так и развиваются в деятельности и общении. При этом само их развитие не сводится лишь к их количественному росту; оно, прежде всего, предполагает их качественную перестройку. Известный психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, представляющие способность одного уровня, открывают новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.

По широте проявлений уникальных способностей одарённость подразделяют на общую и специальную.

Общая одарённость проявляется в различных видах деятельности. Психологи считают ядром общей одарённости результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшими аспектами общей одарённости выступает умственная активность и её саморегуляция.

Специальная одарённость обнаруживает себя в определённых видах или областях деятельности.

Такое диалектическое понимание развития способностей и одарённости предполагает особое внимание взрослых к способным и одарённым детям в первые минуты жизни. Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать «засохнуть», «заглохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одарённости в период, особо значимый для человека – дошкольное детство.

Список литературы

1. Белова Е. С. Одарённость малыша : раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. - М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 144 с.

2. Коломинский Я. Л. Психология социальной одарённости. Москва 2009.

3. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. М. ,1973.

4. Токарь И. Е. Одаренные дети : на грани риска / И. Е. Токарь, Н. Е. Зарубина // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – №1. - С. 3 – 14.

Публикации по теме:

Презентация семинара для стажёрской группы. Из опыта работы с одарёнными детьми 2. Одарённые дети кто они? Как разглядеть их? Одарённый ребёнок - это ребёнок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями.

Работа с одаренными детьми. Академия ПочемучекРабота с одаренными детьми. Академия Почемучек «Одаренный», способный»-эти слова довольно часто произносятся нами-педагогами,психологами, родителями. Проблемы, связанные с развитием способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностные особенности одарённых детей
Опубликовано: 16 января 2015 в 18:49
+79Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностные особенности одарённых детей» (включая файлы) размещена пользователем Марина (УИ 234516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД