Татьяна Воробьева
Лидер в образовании: актуализация личностно-профессиональных ресурсов педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Лидер в образовании : актуализация
личностно-профессиональных ресурсов педагога
Т. В. Воробьёва, педагог-психолог БСУВУ ВО "Шекснинская специальная общеобразовательная школа закрытого типа"
В современном обществе процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования, что в свою очередь вызывает необходимость пересмотра целей образования. Поэтому в настоящее время внедряется такое в образование такое понятие как «компетентностный подход» - направленность образовательного процесса на формирование и развитие компетентностей личности, результатом которого является формирование общей компетентности человека, что является совокупностью компетентностей, интегрированной характеристикой личности (содержит знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности). Анализируя литературу по данному вопросу, (Дж. Равен, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и др.) были сформированы так называемые «четыре столпа» современного образования :
Публикация «Лидер в образовании: актуализация личностно-профессиональных ресурсов педагога» размещена в разделах
научиться познавать,
научиться делать,
научиться жить вместе,
научиться жить.
Невольно возникает вопрос: какими качествами должен обладать педагог, чтобы научить ребенка познавать, размышлять, создавать, учиться? Несомненно, это должен быть человек, имеющий четкие приоритетные ценности, с адекватным уровнем самооценки и уровнем субъективного контроля, человек-лидер, человек, способный направлять окружающих, с тем, чтобы эффективно добиваться поставленных целей.
Сегодня существует множество определений лидерства. Что значит быть лидером в образовании? Для одних в этом словосочетании заключается желание обладать властью, влиянием на людей, для других эти слова связаны со словом ответственность за что-то или за кого-то. Еще для нескольких тысяч - это способ существования, это радость от того, что он признан другими, такой человек не только готов принимать решения, но, и знает, как это делать. Для педагога быть лидером, значит быть примером, прообразом будущего гражданина России. Исходя из этого, основная задача педагога-психолога на данном этапе в образовательном учреждении : создать условия для актуализации личностно-профессиональных лидерских ресурсов педагога, для того чтобы тот, в свою очередь, лидерский потенциал формировал и развивал у детей, т. к. исследователями доказано, что лидерами не рождаются, лидерами становятся. Этому служит большое количество исторических примеров - многие известные лидеры слепили себя собственными руками или под управлением кого-либо.
В течение всей жизни педагог наблюдает среди учеников лидеров успешных : детей - лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером, и не очень - негативных лидеров, про которых говорят «трудный подросток», «неуправляемый». Но, если разобраться в самом понятии лидерства, то мы поймем, что качества, такие как дерзновенность, чувствительность, напористость, присущи многим позитивным лидерам. Они же являются основными и при негативном лидерстве, следовательно, при правильном подходе именно это становиться ключевым в работе с такими подростками, и в дальнейшем негативного подросткового лидера можно сделать первым помощником педагога.
Тогда вопрос - с чего начать? Начинают с самого начала, с самого себя. А для этого необходимо:
определить основные качества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство;
сформировать общее семантическое пространство учреждения (понятие «лидер» должно быть едино);
оказать помощь в раскрытие лидерского потенциала как педагога, так и ребенка;
найти путь собственной лидерской самореализации;
помочь преодолеть сопротивление, напряжение при установлении контакта с лидерами – детьми и коллегами, в работе с ними;
активизировать лидерское начало и сохранение конструктивных лидерских позиций.
Таким образом, предельно важно педагогу-психологу планировать и проводит работу в данном направлении, используя всевозможные формы, методы и приемы. В нашем образовательном учреждении данная работа занимает ведущее место и реализуется через:
просветительские семинары, в рамках Школы роста, где педагоги знакомятся с теоретическим материалом по проблеме;
творческие мастерские, результатом работы которых является выработка единого семантического пространства учреждения, в данном случае формирование единого понимания ключевого понятия - «лидер», определение основных качеств человека-лидера;
мастер-классы по обучению способам и приемам формирования лидерских способностей воспитанников;
ролевые игры, как наиболее действенная и показательная форма установления межличностного взаимодействия в группе лидеров;
занятия с элементами тренинговых технологий, позволяющих активизировать профессиональные способности педагога, направленные на позитивное восприятие лидерства и выплеск негативных эмоциональных чувств через создание различных образов;
круглые столы, в рамках консультативных заседаний школьной психолого-медико-педагогической комиссии, по разрешению проблемных ситуаций, связанных с негативным лидерством, и разработкой единых стратегий поведения.
Помимо групповой работы в данном направлении также ведется индивидуальная работа с педагогами по персональному запросу:
составление психологического портрета с целью самоидентификации личности;
снятие эмоционального стресса, повышение личностного ресурса через организацию серии коррекционно-развивающих занятий (с использованием приемов арт-терапии);
индивидуальное консультирование и просвещение по проблеме.
Таким образом, грамотная целенаправленная работа педагога-психолога напрямую связана с задачами, стоящими перед школой при подготовке к реализации новых ФГОС. Эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения в процессе образования зависит от совпадения целей и задач, решаемых службами школы, взаимодействия с административным звеном. Актуальная задача современной школы – обеспечение развития универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию напрямую связана с вопросами совершенствования личностно-профессиональных лидерских качеств педагога. Еще З. Зиглар сказал: «Вы должны кем-то стать прежде, чем сможете что-то сделать, и что-то сделать, прежде, чем сможете что-то получить». Данные слова наиболее ярко отражают суть требований современного образования и будущего наших детей.