Алена Баева
Занятие в подготовительной к школе группе «Линии. Пересечение линий»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересечение линий.
(Занятие в подготовительной к школе группе)
Программное содержание
Развивать способность к мыслительным операциям; зрительное, слуховое и тактильное восприятие, предпосылки действий контроля и самоконтроля; обогащать словарный запас.
Продолжить знакомство с разнообразием линий и их пересечением.
Воспитывать умение ориентироваться на ограниченной плоскости.
Упражнять в чтении графической информации.
Публикация «Занятие в подготовительной к школе группе „Линии, Пересечение линий“» размещена в разделах
Совершенствовать приемы сравнения предметов по величине на глаз и приложением.
Воспитывать умение взаимодействовать в деятельности коллектива.
Демонстрационный материал: пять пар шнуров двух цветов, поднос, «волшебная палочка», «волшебный фонарь», ленты, панно «Звездное небо».
Раздаточный материал: десять листов картона с закрепленными на них шнурами черного и белого цветов, десять геометрических фигур (разных цветов, форм, размеров) на ленточках, десять карточек с нарисованными пересекающимися линиями, маркеры, звезды, карандаши.
Ход занятия
(Дети входят в зал, садятся. Звучит музыка. Появляется волшебница.)
— Здравствуйте, дети! Как вы здесь оказались? («Нас Анна Николаевна привела».) Вы попали в Волшебную страну. Вы когда-нибудь слышали про волшебников? («Да».) А вам самим хотелось бы хоть ненадолго стать волшебниками? («Да».) Тогда предлагаю надеть эти колпачки и отправиться в увлекательное путешествие.
В Волшебной стране все предметы и вещи имеют свою собственную жизнь: представьте себе, звезды могут убежать играть в прятки, ручейки — в догонялки, а тучи на небе очень любят собираться вместе и устраивать чаепитие. Даже линии в этой стране любят играть в различные игры. Самая любимая из них — «Морская фигура, на месте замри».
Посмотрите сюда. (На панно из шнура попарно выложены различные линии.) Какие линии вы тут видите? ( Дети называют их: «Кривые, прямые, ломаные».) Посмотрите внимательно и, не прикасаясь к линиям, попробуйте определить, какая из них длиннее, какая короче, а может быть, они равной длины? (Дети высказывают предположения.) Почему вы так думаете? Как это определили? (Дети отвечают.) Давайте проверим. правильно ли вы ответили. («Вот если бы можно было приложитъ линии друг к другу, тогда узнали бы». Волшебница «неожиданно» поднимает выложенные из шнура две линии и протягивает их детям. Два ребенка прикладывают шнуры друг к другу и определяют, какой из них длиннее.) Почему вы считаете, что линия из этого шнура длиннее? Как можете это доказать? (Далее дети сравнивают еще четыре пары линий.)
Хорошо, вы думающие ребята, вы уже умеете рассуждать и объяснять свои ответы. И я покажу вам свою волшебную палочку, которой можно рисовать линии в воздухе, и у каждой из них есть своя мелодия.
Встаньте передо мной полукругом. Сейчас я нарисую волшебной палочкой линию, а вы, не поворачивая головы, проследите за движением палочки и определите, какую линию я нарисовала. (Волшебница рисует в воздухе линию, звучит музыка, дети называют линию : «Прямая, кривая или ломаная».) Теперь мы будем рисовать вместе: вы — указательным пальчиком, а я — волшебной палочкой. (Волшебница и дети вместе рисуют в воздухе различные линии.) Вы молодцы, у вас очень хорошо получилось.
Ребята, посмотрите на два больших круга, выложенных на полу из лент. Какие линии их образовали? («Замкнутые».) Обратите внимание на ту область, которая относится к обоим кругам, она является частью каждого из них. Сейчас я раздам вам геометрические фигуры, и каждый из вас встанет в один из кругов. В первый круг встанут те дети, у которых большие фигуры, во второй — у кого синие фигуры. Ребята проверьте, все ли правильно встали? (Дети отвечают.) Почему один из вас оказался в той области, которая относится к обоим кругам? («Потому что у него большой синий квадрат». Далее дети выполняют несколько подобных заданий.)
Ребята, оказывается, наши звездочки, маленькие шалуньи, убежали играть в прятки. Им уже пора возвращаться на небо. Вы поможете мне вернуть их? («Да».) У каждой звездочки есть свой номер, его надо определить. Узнать номер можно, посчитав количество точек пересечения у линий. Но чтобы у вас все получилось, нужно будет потренироваться.
(Волшебница раздает каждому ребенку лист картона с закрепленными на нем шнурами черного и белого цветов.) Ребята, что нужно сделать для того, чтобы шнуры пересеклись? (Дети отвечают.) Покажите, как вы это сделаете. А теперь расположите шнуры таким образом, чтобы они пересеклись в двух точках и белый шнур находился поверх черного. (Дети выполняют задание.) Как вы считаете, все ли правильно сделали? Почему вы так думаете? (Дети отвечают. Далее Волшебница предлагает им другие задания.)
Я вижу, вы поняли, как образуются точки пересечения. Теперь каждый из вас сможет вернуть по одной звезде, номер которой вы узнаете, посчитав количество точек пересечения, образованных линиями. Эти линии нарисовали для вас ручейки ночью, при свете волшебного фонаря, потому что они очень хотят, чтобы звезды вернулись на небо вовремя, до восхода солнца. Вам нужно маркером отметить все точки пересечения линий, подсчитать их и подчеркнуть цифру на листе, соответствующую их количеству. (Дети выполняют задание. Волшебница проверяет.) Молодцы, вы справились. Запомните те числа, которые подчеркнули.
Ребята, посмотрите, что находится сзади вас? («Поднос со звездами».) Рассмотрим. Кто запутал и привязал звезды лентами? Наверное, злой волшебник. Предупреждала я их, чтобы они далеко не убегали, что это опасно. Не послушались, вот и случилась с ними беда. Мы поможем им. для этого нам нужно будет расколдовать звезды.
(Волшебница и дети встают кругом, в центр круга ставится поднос с заколдованными звездами, звучит музыка.)
Друг друга за руки возьмите.
Ближе к звездам подойдите.
Ленты, ленты серебристые.
Отпустите наши звезды золотистые.
(Волшебница и дети освобождают звезды от пут.) Пусть каждый из вас возьмет звезду с цифрой, соответствующей тому числу, которое запомнили. Давайте вместе подойдем к «ночному небу» и вернем все звездочки на место. (На «небе» написаны цифры. Дети возвращают звезды на место.)
Ребята, вы очень помогли и мне, и звездочкам. Наше время истекает, вам пора возвращаться в группу. На память об этой встрече мне хотелось бы подарить вам необычные карандаши. Ребята, даже обыкновенный карандаш в руках волшебника способен творить настоящие чудеса. Помните: доброе сердце, желание помочь людям, умение поддержать другого человека в трудную минуту — это то, что делает нас лучше и без чего невозможны никакие чудеса на свете (Звучит музыка. Волшебница прощается с детьми и исчезает.)