Получи документы

Литературная гостиная «Тихая моя Родина»

Елена Никонова
Литературная гостиная «Тихая моя Родина»

Программное содержание:

1. Обогащение представлений детей о жизни и творчестве вологодского поэта Н. М. Рубцова.

2. Формирование у детей ценностного отношения к малой Родине (природе, людям) посредством поэтических произведений Н. М. Рубцова.

3. Развитие у детей связной выразительной речи, творческих познавательных, музыкальных и танцевальных способностей.

4. Воспитание у детей эстетического вкуса, доброжелательного отношения к окружающим, стремления выразить свои эмоции и чувства средствами поэзии.

Подготовительная работа:

1. Экскурсия по городу с посещением бюста Н. М. Рубцова.

Публикация «Литературная гостиная „Тихая моя Родина“» размещена в разделах

2. Беседы о детстве, жизни, стихах Рубцова.

3. Рассматривание иллюстраций к стихам поэта.

4. Рассматривание фотографий поэта в разные периоды жизни, фотографий мест, где жил и работал поэт.

5. Чтение и заучивание стихов Н. М. Рубцова, отработка их выразительного чтения.

6. Слушание песен, написанных на стихи поэта.

7. Разучивание песни «Воробей» на стихи поэта.

8. Разучивание танца на песню «Букет», написанную на стихи поэта.

9. Рисование по стихам Н. М. Рубцова.

Оборудование: карта Вологодской области, портрет Н. М. Рубцова, ксерокопия похвальной грамоты, тельняшка, гармонь, книги Н. М. Рубцова, бескозырки, выставка рисунков к стихам поэта, записи песен поэта.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под песню «Журавли» на стихи Н. Рубцова.

Воспитатель: Широка и привольна наша Вологодская область. Много в ней прекрасных лесов, рек, полей, современных и красивых городов, поселков и маленьких деревень. Все мы любим свою малую Родину и гордимся тем, что на нашей Вологодской земле живут замечательные люди. Каких знаменитых земляков вы знаете? (Дети должны вспомнить легендарного городского главу Ивана Андреевича Милютина, художника Василия Верещагина, писателя Василия Белова, поэтов Н. Рубцова, И. Северянина, К. Батюшкова, детскую поэтессу Т. Петухову, череповецкую писательницу Людмилу Целуйко, которая пишет сказки и рассказы для детей на экологическую тему и была в гостях в детском саду, космонавта Павла Беляева). Да, все эти знаменитые люди – наши земляки, и мы этим гордимся.

Дети, а о ком мы в последнее время говорили, учили его стихи, песню на его стихи, рисовали картины по его произведениям (О поэте Н. М. Рубцове)

Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке Архангельской области четвертым ребенком в семье, после него было еще двое детей. А теперь вы расскажите, что дальше произошло в жизни маленького Коли? (Дети рассказывают, что когда Коле было 5 лет, семья переехала в Вологду. Потом началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, а в семье Коли случилось большое несчастье – умерла мама, и мальчик вместе с братом Борей оказался в детском доме).

Да, дети, так Коля попал в детский дом под Вологдой, а потом его перевели в другой детский дом в село Никольское Тотемского района (показать на карте, где он начал учиться в школе.

Дети, а как учился Коля в школе? (Он учился отлично).

Чем его наградили после первого класса? (Похвальной грамотой).

Да, вот такой похвальной грамотой за отличные успехи в учебе и примерное поведение (показать ксерокопию). Такие же грамоты он получил и после окончания третьего и четвертого классов. Коля рано начал писать стихи. Послушайте его стихотворение и скажите о чем оно?

Вспомню как жили

Мы с мамой родною.

Всегда в веселе и тепле.

Но вот наше счастье,

Распалось на части –

Война наступила в стране.

(Дети после стихотворения отвечают, что это стихотворение о счастливой жизни Коли с мамой до войны, а потом наступила война, умерла мама и мальчик стал сиротой).

Дети, скажите пожалуйста, а как относились к Коле другие дети в детском доме? (Колю любили). За что его любили? (Он был добрый. Детям нравилось слушать его стихи)

А еще Коля хорошо играл на музыкальных инструментах? Скажите, пожалуйста, на каких инструментах он играл? (На гармошке, на гитаре).

Да, Коля играл вот на такой гармошке (показать) и на гитаре. И часто пел песни на свои стихи.

Мы с вами слушали много песен, написанных на стихи Н. М. Рубцова и тоже выучили песню, написанную по его стихотворению «Воробей» (Дети исполняют песню).

А сейчас, дети, я хочу вам рассказать, как Колю поздравили с днем рождения, когда ему исполнилось 10 лет. Что вам обычно дарят на день рождения? (Выслушать ответы детей).

Да, вас очень любят родители, дарят вам хорошие подарки, но тогда было другое время, только закончилась война, в стране был голод. Николай Рубцов так вспоминал свой день рождения: Самая бойкая из девчат Валечка маршем на барабане вызвала в зал воспитанников детдома, и Коля был вытолкан к елке с флажками, где и вручили ему роскошный по тем временам подарок – десять цветных горошин-драже, маленьких конфеточек. А потом он играл на гармошке и рассказывал свои стихи, от волнения засунув руки в карманы штанов. Вот такое стихотворение он тогда прочитал. Послушайте его и скажите о чем оно? (Читает ребенок)

Скользят полозья детских санок

По горушке крутой,

Дети весело щебечут,

Как птицы раннею весной.

(Дети отвечают, что это стихотворение о том, как дети любят кататься на санках с горы зимой)

Коля прочитал это стихотворение. Ему все хлопали, улыбались, и он был счастлив.

Скажите, пожалуйста, а кем Коля мечтал стать, когда закончит школу? (Он мечтал стать моряком). А почему его не взяли в мореходное училище? (Коля был маленький, худенький). И все-таки его мечта сбылась. Скажите, когда сбылась Колина мечта стать моряком? (Когда его призвали в армию, и Коля стал служить на Северном флоте). Да, Николай Рубцов служил моряком целых 4 года, и носил такую вот тельняшку (показать тельняшку). Николай и на службе в Морфлоте пользовался любовью товарищей, продолжал сочинять стихи, хорошо пел, играл на гармони, танцевал. Сегодня и наши дети исполнят танец моряков (исполняется матросский танец).

Воспитатель: Николай Рубцов очень любил свою Родину – Россию, у него написано много стихов о любви к своему Отечеству. Давайте послушаем песню «Тихая моя Родина» и скажем о чем она? (О любви к Родине, о том, что Рубцов помнит о своей малой родине и ничего не забыл).

Н. М. Рубцов очень много странствовал за свою жизнь, жил в разных городах, но больше всего он любил свою Вологодчину, село Никольское, где был в детдоме. Его все время тянуло туда. Что он любил делать в селе Никольском? (Бродить по лесу, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу).

Николай Рубцов говорил: «Я пишу про то, что вижу». Так появились замечательные стихи про зверей, птиц, деревенских жителей, детей. (Дети рассказывают стихи «Про Вову», «Про Леву») О ком это стихи? (о детях).

«Медведь», «Ворона», «Ласточка», «Про зайца», «Коза», «Жеребенок». А это о ком стихи? (о животных). Какие чувства поэт испытывает к героям своих стихотворений – животным (жалость, доброту, восхищение).

Стихотворение «Добрый Филя». О чем оно? (О хитром деревенском мужичке Филе).

Дети, вы очень хорошо прочитали стихи Николая Рубцова и нарисовали красивые иллюстрации к ним, которые украшают наш зал. А сейчас наши дети исполнят танец под известную песню «Букет», написанную на стихи Н. Рубцова. (Исполняется танец).

Дети, а как Н. М. Рубцов относился к своей Родине? (любил ее, воспевал в стихах).

Чем нам дорог поэт Н. Рубцов? (Писал хорошие стихи, любил Родину). А как вы относитесь к Родине? (Любим Родину. Когда вырастем будем приносить пользу, трудиться на благо Родине, бережем природу своей родины и т. д.).

Дети, а вы хотите, чтобы о великом поэте Н. Рубцове, как можно больше узнали дети и других групп нашего детского сада? (Да).

Посмотрите сколько книг, вещей, связанных с жизнью поэта мы с вами собрали. Память о Н. М. Рубцове чтут по всей стране. Ему поставлены памятники в Тотьме, Вологде, бюст в Череповце. В Вологде и Москве есть музеи Н. Рубцова. У нас в детском саду тоже есть музей. Что мы можем организовать в нашем музее? (Выставку, посвященную жизни и творчеству Н. М. Рубцова). Для чего? (Чтобы о поэте узнали больше и другие дети детского сада).

Дети, я верю, что стихи Н. Рубцова помогут вам вырасти настоящими патриотами своей Родины, добрыми и отзывчивыми людьми. Как писал поэт в стихотворении «Русский огонек» (Чтение хором)

За все добро расплатился добром,

За всю любовь расплатился любовью.

Публикации по теме:

«Детство с Пушкиным». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: «Детство с Пушкиным». (25-29 мая 2015 года). ПримечаниеЗДЕСЬ37 неделя. 1-36 недели. ПЛАНЫ Коммуникация. Заучивание. А. С. Пушкин.

Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования Уважаемы коллеги! Нашла в одной замечательной книге данную информацию, надеюсь, я не одна в этом нуждалась. В связи с введение ФГОС на дошкольную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературная гостиная «Тихая моя Родина»
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 12:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД