Света Конкина
Логическое мышление — высшая стадия развития мышления!
▼ Скачать + Заказать документы
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметoв и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Публикация «Логическое мышление — высшая стадия развития мышления!» размещена в разделах
Цель исследования – разработать план деятельности по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие операций логического мышления у старших дошкольников будет эффективно осуществляться в процессе организации деятельности с использованием дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития логического мышления у дошкольников.
2. Выявить особенности формирования и развития логической сферы дошкольников в процессе познания внешнего мира.
3. Разработать план работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по определению уровня сформированности операций логического мышления у детей дошкольного возраста.
Для решения этих задач использовались методы педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение опыта работы педагогов.
Введение ФГОС дошкольного образования актуализирует проблему развития познавательной активности, познавательного интереса, стремление к самостоятельному добыванию и обогащению знаний.
Мышление высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в нем логических игр и упражнений уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. П. Аникеева, Н. Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З. А. и многие другие.
Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три ста-дии развития мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное, словес-но-логическое. Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.
Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длит-ся до 6 лет. Для данного периода характерно наглядно-образное мышление. Ребёнок уже может опираться на прошлый опыт – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия.
От того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом этапе. Поэтому очень важно уделять достаточно внимания развитию креативного мышления.
Основными способами познания свойств объектов окружающего мира, которые ребенок осваивает уже в дошкольном возрасте, являются сравнение, сериация и классификация.
Подобранные и последовательно проведенные игры позволяют сформировать на достаточном уровне основные операции логического мышления. Результативность проведенной работы подтверждается данными, полученными в ходе контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.