Папки-передвижки

Задания для развития образного мышления

Мария Видякина
Задания для развития образного мышления

Задания для развития образного мышления. для детей старшего возраста.

Какие трудности испытывает педагог на занятиях по развитию речи? Наибольшие связаны с заданиями на образное мышление, в частности с работой над смыслом пословиц и поговорок. Почему мы приводим этот пример? Психологи считают, что умение правильно понимать и объяснять скрытый смыл пословиц и поговорок говорит о высоком уровне развития интеллекта ребёнка. Основная методическая сложность кроется в их иносказательном характере, в их скрытом смысле, который можно толковать по – разному. Во многих случаях их текст не соответствует иносказательному смыслу. Отсюда и сложность: не только пояснить детям смысл пословицы, сколько донести смысл иносказания, срытый смысл. Однако трудности эти решаемы, если у детей развито умение абстрагироваться и переносить «смысловые содержания» на разные жизненные ситуации.

Публикация «Задания для развития образного мышления» размещена в разделах

Это первая методическая трудность. Но есть и другая. Как мы знаем, ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста - наглядно – образный. Это означает: чтобы понять смысл пословицы или поговорки, ребенку необходим определенный иллюстрирующий видеоряд. .Традиционные беседы о смысле пословиц и поговорок не дадут ожидаемого результата, поскольку ведущий вид восприятия в этом возрасте-визуальный. Для усвоения смысла необходима образная информация, подкрепляющая информацию вербальную (речевую). Как мы поступили? Предложили воспитателям ДОУ (студентам заочной формы обучения) самостоятельно продумать видеоряд к различным пословицам и поговоркам. В чем убедилась? Самостоятельное выполнение такого задания для многих оказалось весьма проблемным. Что предложили? Весьма действенную методику: прочитав текст, показали несколько рисунков, содержание которых могло соответствовать – или не соответствовать – смыслу пословицы. Для примера разобрали пословицу «Всякая дорога вдвоем веселее». Ее прямой смысл говорит о движении. Это внешне, а внутренний смысл кроется в том, что вдвоем любое дело выполнять сподручнее, веселее. Именно в побуждении к обсуждению внутреннего смысла пословицы и сюжета рисунка и заключается роль взрослого. Чтобы не быть голословными, приведем примеры нескольких заданий (авторы разработок А. В. Белошистая, Т. Ю. Шляхтина).

Задание первое

Прочтите детям пословицу «Молодец против овец, а против молодца и сам овца» и обсудите ее смысл. Попросите объяснить суть, опираясь на рисунки.

Этапы работы

1. До чтения пословицы рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. На рисунке большой мальчик обижает малыша. Он отнял у него игрушку. Горе малыша, его слезы вызывают у большого мальчика смех. Хорошо ли он поступает? (Ответы). На другом рисунке взрослый (может быть, это папа малыша) строго разговаривает с обидчиком. Теперь он уже не такой веселый и храбрый: опустил голову и не решается возражать.

2. Предложите детям из представленных персонажей выбрать для себя роль: на месте кого им хотелось бы быть? Почему?

3. Прочтите пословицу и предложите соотнести содержание с рисунками: действительно ли рисунки иллюстрируют пословицу? Ведь речь идет об овцах, а на рисунке люди. Возможно, придется пояснить : овца очень ребенок и пугливое животное, себя защищать не умеет. Следовательно, пословица говорит вовсе не о том, кто храбр и силен, а о том, кто слабых обижает, а перед более сильными отступает.

Задание второе.

Прочтите детям пословицу «Не за свое дело не берись, а за своим – не ленись» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, как они связаны с пословицей.

Этапы работы

1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого.

2. Предложите выбрать ситуацию, в которой они сочли бы свое участие разумным и целесообразным: копать яму? Принести саженец? Поливать? Помогать закапывать корни небольшой лопаткой? Придерживать саженец, пока дедушка закапывает корни?

3. Прочитайте пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунком.

4. Предложите детям самостоятельно придумать ситуации, в которых они могли бы оказать взрослым посильную и самостоятельную помощь: помыть тарелку? Подмести? Покормить домашних животных? Погулять с собакой? И т. п.

Задание третье

Прочтите детям поговорку «От маленькой искры большой пожар бывает» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?

Этапы работы

1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. (Заметим: они отражают прямой смысл пословицы, но тем не менее в них содержится и более глубокий, скрытый смысл. Опыт работы показывает: старшим дошкольникам трудно его объяснить. Поэтому можно ограничиться «бытовой пользой» содержания пословицы с точки зрения безопасности жизнедеятельности.)

2. Предложите установить связь между рисунками: как вы думаете, живет ли мальчик в этом доме? Что могло послужить причиной пожара? Связан ли этот факт с игрой мальчика со спичками?

3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками.

Задание четвертое

Прочтите детям поговорку «Трус и тени совей боится» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?

Этапы работы

1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите сюжет и смысл каждого.

2. Предложите, подумав, сказать: как они повели бы себя в подобных ситуациях? Случались ли такие ситуации, когда. испугавшись чего-то, потом понимали, что не самом деле было вовсе не страшно?

3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками: подумать, кому из героев более подходит определение: «Трус, который и тени своей боится».

Задание пятое

Прочтите детям поговорку «Если человека не знаешь, посмотри на его друга» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, кого можно выбрать в друзья. Почему?

Этапы работы

1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого.

2. Предложите, подумав, сказать: в какой ситуации они могут себя представить?

3. Прочтите пословицу и предложить соотнести ее содержание с рисунками.

Подводя итог, отметим: предложенные задания не только активно развивают интеллектуальную функцию речи, но и формируют мышление, умение оценивать ситуацию критически, развивают внутренний план действий, понимание причинно-следственных связей. Кроме того, способствуют развитию логического мышления, воображения, памяти, внимания.

Публикации по теме:

Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется множество различных технологий и методик. Недавно я познакомилась с.

Презентация «Задания для дошкольников 5–6 лет для развития внимания» «Задания для дошкольников 5–6 лет на развитие внимания» Развитие внимания у ребенка 5—6 лет — важный этап его подготовки к школе. Маленьким.

Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» Содержание И родители, и педагоги знают, что математика.

Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию.

Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников» Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома.

Консультация для родителей «Игры и игровые задания для развития связной речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

Математические игры для развития логического мышления Математические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие логического мышления 1. Игры.

Полезные советы для педагогов и родителей. Упражнения для развития нестандартного мышления и межполушарного взаимодействия Упражнения для развития нестандартного мышления «Я – Золотая рыбка». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет,.

Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи. Рекомендации для педагогов и родителей Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи Л. С. Выготский писал о том, что слово всегда характеризует предмет.

Сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание психолого-педагогического сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания для развития образного мышления
Опубликовано: 11 января 2019 в 06:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД