Виктория Смертина
Логоритмика в коррекции ринолалии
▼ Скачать + Заказать документы
На этих занятиях средствами логоритмики следует развивать : 1) мимику лица; 2) общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость; 3) подвижность небной занавески; 4) речевую моторику; 5) преодолевать назализацию.
Для развития мимики лица используются уже известные ситуации: «Мы едим лимон» и т. д., подвижные игры с соответствующим текстом.
Публикация «Логоритмика в коррекции ринолалии» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
«Мы веселые ребята». Посреди комнаты проведены мелом две параллельные линии на расстоянии 15-20 шагов друг от друга (здесь находится водящий). За чертой стоят дети, по музыкальному сигналу они весело, бодро говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать за противоположную черту. Водящий старается их догнать и коснуться в пределах своей зоны. Те, кого он коснется, выходят из игры, садятся на стулья, отдыхают и выполняют различные дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания: дуют на пушинки, листики и т. д. После 3-4 пробежек с одной линии на другую по сигналу педагога назначается новый водящий из числа отдохнувших.
Для развития общей моторики проводятся игры на переключаемость движений.
«Не сбивай и поймай». Дети должны преодолеть несколько препятствий. Первое – скакалка, протянутая на высоте 60 см от пола, затем в 1 м от нее – скакалка на высоте 40см от пола, через 1м – следующая скакалка на высоте 5см. под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой «мишки», т. е. на полусогнутых ногах, расставив руки; второе проползают «мышкой», т. е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают «лягушкой», т. е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный логопедом, и отойти с ним в сторону. Как все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда «играйте!» они играют в мяч или обруч.
Для активазации небной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением и использованием песен. Текст песен дожжен быть насыщен гласными звуками. Во время пения педагог следит за дыханием, дикцией, за достаточно широким раскрытием рта у занимающихся. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях. Например, дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются, дают гудок: «Ууу!» Или педагог показывают различные картинки, дети восклицанием реагируют на них; например, видят круглые, красный помидор и пропевают: «Ооо!» ходят по лесу и перекликаются: «Ау – ау –ау!» Изображают плачущую девочку: «Уа – уа – уа!» Звукоподражаниями изображают волка: «У!»; ослика: «Иа!»; собачку; «Ав!»; кошку; «Мяу!» и т. д. Полезно сочетать пропевание с движениями.
Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся таким образом, чтобы все виды работы положительно влияли только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее действие. Занятия начинается с бодрой музыки марша. Дети шагают: голова поднята, развернуты плечи. Шаг сопровождаются энергичными взмахами рук. Дети показывают различные виды ходьбы. По согласованию с логопедом во время ходьбы в такт шагам можно проговаривать стихи.
Основная часть занятия включает комплекс движений, объединенных одной темой. Например:
«Пузырь» (для дошкольников и школьников). Дети становятся вкруг под музыку. Педагог говорит: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, как бы пузырь, произносят при этом: «Фу-у», взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу «пузыри полетели! Дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг лопается. Дети роняют руки вдоль туловища, затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырьки» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку. В занятие можно включать игру «Поезд». Стучат колеса паровоза, работают рычаги – рука, согнутые в локтевых суставах; проверяются колеса. Поезд пошел, выпускают пар, дает гудок и т. д.
«Гуси». Гуси (дети) машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т. д.
«Самолеты». Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят – ссс, мотора – ррр. Самолеты полетели, прилетели, посадка, летчики.
Артикуляторные упражнения для развития речевой моторики с больными ринолалией проводятся так же, как с детьми, имеющими функциональные дислалии. По совету логопеда музыкальный руководитель включает в свое занятие подготовительные артикуляционные упражнения и постановочные, необходимые для формирования определенного артикуляторного уклада.