Ольга Шарипова
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы.
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям
Шарипова Ольга Алексеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 108»
муниципального образования г. Братска
Воспитывает каждая минута жизни и каждый
уголок земли, каждый человек, с которым
формирующаяся личность соприкасается.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям» размещена в разделах
Сегодня в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.
Социокультурное воспитание человека – одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.
Дошкольный возраст – это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, именно в этом возрасте перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д. Однако у дошкольников еще отсутствуют субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано отношение к детскому коллективу. Многие современные дети не знают семейных традиций, не знакомы с историей Отечества, уровень представлений о своей стране, народе, обычаях, культуре недостаточный.
Поскольку ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии – членами семьи, работниками учреждений образования, культуры, которые передают ему свои знания, опыт, помогают понять и принять социально-культурные особенности своего общества, правильно организованное дошкольное образование предоставит детям возможность самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. Поэтому я стараюсь как можно раньше пробудить у дошкольников любовь к семье, родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Однажды меня заинтересовал цикл публикаций в журнале «Дошкольное образование», посвященных лэпбукам. Изучив опыт работы педагогов по использованию лэпбуков по разным темам, я приняла решение о внедрении данной формы работы по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям.
Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку с мини-книжками (раскладушками, гармошками, кармашками (простыми и фигурными, дверками, окошками, подвижными деталями, в которых содержится материал на одну тему. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Также это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и может разрабатываться специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Кроме того, широко используются и «коллективные» тематические папки, изготавливаемые воспитателями. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука.
Поскольку лэпбук выступает, в основном, итоговым результатом совместной работы с детьми по той или иной теме, его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
В чем же ценность и актуальность использования лэпбука как формы совместной деятельности взрослого и детей?
Во-первых, с его помощью можно решать разнообразные образовательные задачи, в том числе и задачи по приобщению детей к социокультурным ценностям
Данная форма способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
При создании лэпбука ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в ходе самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме, что в дальнейшем, поможет ему при подготовке к написанию рефератов и курсовых.
Создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса.
Лэпбук приобщает детей и родителей к совместному творчеству, при этом решается проблема по вовлечению последних в образовательное пространство ДОУ.
Цель моей работы приобщение дошкольников к социокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства средствами технологии лэпбук.
Задачи:
1. Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.
2. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
3. Воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, фольклором, национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
4. Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
5. Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.
6. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса
7. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
8. Приобщить детей и родителей к совместному творчеству.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает мне возможность выстроить совместную деятельность с воспитанниками по приобщению к социокультурным ценностям на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Работа над изготовлением тематической папки длился, как правило, на протяжении 1-2 недель, пока прорабатывается тема недели. В лэпбук входят разнообразные игры, загадки, задания, аппликация, самодельные пазлы, книжки-самоделки и многое другое.
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий и состоит из нескольких этапов.
1. Определиться с темой будущего лэпбука.
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. При её выборе можно опираться на тематические недели, которые прописаны в комплексно-тематическом плане дошкольного учреждения, а также на интересы и предпочтения детей. Практически в любом детском саду проходят такие тематические недели, как «Я и моя семья», «Люди вокруг нас», «Я – гражданин», «Мы такие разные», «Мой город», «Моя страна», «День защитника Отечества», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Байкал – жемчужина Сибири», «Все работы хороши» и др., в рамках которых решаются задачи по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям. Одним из первых лэпбуков по данному направлению стал лэпбук «Моя малая Родина город Братск». Поскольку на тот период мои воспитанники посещали среднюю группу, выбор темы и содержания папки я оставила за собой. Впоследствии мною совместно с воспитанниками и их родителями были изготовлены такие лэпбуки, как «Матрешки», «Дымковская игрушка», «Масленица», «Наша Родина – Россия», «Байкал – жемчужина Сибири», «Моя семья», «Слава армии родной!» и др.
2. Распланировать, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать тематическая папка – составить план.
Лэпбук это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему, а для этого нужен план того, что планируется в этой папке рассказать. Дети старшего дошкольного возраста, знакомые с данной технологией, содержание папки могут выбирать самостоятельно.
Вот так, например, выглядит содержание нашего лэпбука по теме «Матрёшки» :
• Лото «Матрешки»
• Книжка – раскладушка «Стихотворения, загадки про матрешку»
• Игра «Найди пару»
• Книжка – гармошка «Сосчитай матрешек»
• Кармашек «Найди пару»
• Конвертик с пазлами «Собери матрешку»
• Раскраски «Виды матрешек»
• Конвертик с элементами росписи матрешек
Элементы городецкой росписи Элементы полхов-майданской росписи
3. Создать основу тематической папки, выбрав один из трё х вариантов: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.
4. Нарисовать макет лэпбука на листе бумаги.
5. Продумать, какой вид будут иметь кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
6. Изготовить кармашки, используя шаблоны и собственную фантазию.
7. Разместить на основу кармашки в соответствии с макетом.
Наш лэпбук «Моя малая Родина город Братск» выглядит следующим образом. На первой страничке я разместила фотография мэра Сергея Серебренникова и символика города: герб, флаг, гимн. Для лучшего запоминания герба и флага города я изготовила игру «Разрезные картинки».
Есть кармашек с игрой «Лента времени». Суть игры: в хронологическом порядке восстановить историю возникновения города. Следующая страничка – это «Путешествие по городу». В конвертик вложены небольшие фото культурных, социальных объектов города и цветные прямоугольники с названием темы: «образование» – желтый прямоугольник, «магазины, учреждения» сиреневый, «спорт» синий, «заводы» серый, культура «красный» прямоугольник. Смысл задания: разложить фото по группам и найти здание, которое относится к теме.
Размещается здесь и конверт с картинками профессий, которые распространены в нашем городе: учитель, воспитатель, продавец, кассир, водитель, парикмахер, аптекарь и др. На одной из страничек – книжка-гармошка со стихами братских поэтов и кармашек с их фотографиями, конвертик с раскрасками к этим стихотворениям.
В кармашке «История и современность» представлены фото культурных объектов прошлого века и настоящего времени. Отдельный кармашек «Улицы нашего города», с кратким описанием происхождения названия данных улиц. Просматривая данный лэпбук, дети могут составить мини-рассказы о городе, найти загаданное место города по описанию, окунуться в историю Братска, вспомнить профессии людей, которые трудятся в нашем городе и пр.
Как уже говорилось выше, лэпбук решает ещё одну важную проблему вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ. Для родителей воспитанников были проведены консультации, семинары-практикумы, мастер-классы по изготовлению и практическому применению лэпбуков социокультурной направленности в совместной деятельности с детьми.
В течение учебного года родители вместе со своими детьми занимаются не только изготовлением лэпбуков, но и обеспечивают следующую поддержку:
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Кроме того, поддерживая давнюю традицию – «Гость группы», родители приходят в группу, чтобы вместе с детьми изучить содержание тематических папок, поиграть в интересные игры, повторить пройденный материал.
Совместное с ребенком изготовление тематических лэпбуков сближает членов семьи, увлеченных одним общим делом, способствует активному участию родителей в жизни группы, повышению их педагогической компетентности в вопросах приобщения дошкольников к социокультурным нормам и ценностям, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Наблюдение за воспитанниками показало, что в результате применения технологии «лэпбук» дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Дети стали проявлять большой интерес к истории своей семьи, прошлому и настоящему родного города, истории своей страны, культуре и традициям русского народа. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Использование данной формы работы не требует больших материальных затрат, специального обучения и курсовой подготовки педагогов. Эта форма совместной деятельности взрослого с детьми может использоваться воспитателями всех видов дошкольных учреждений независимо от реализуемых программ и контингента воспитанников, доступна для родителей и способна решить одну из важнейших задач дошкольного образования – приобщение дошкольников к социокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства.
В перспективе я планирую продолжить работу по созданию банка макетов лэпбуков по всем тематическим неделям в соответствии с основной образовательной программой ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности воспитанников по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства.