Получи документы

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям

Ольга Шарипова
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям

Сообщение из опыта работы.

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям

Шарипова Ольга Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 108»

муниципального образования г. Братска

Воспитывает каждая минута жизни и каждый

уголок земли, каждый человек, с которым

формирующаяся личность соприкасается.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям» размещена в разделах

Сегодня в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

Социокультурное воспитание человека – одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.

Дошкольный возраст – это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, именно в этом возрасте перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д. Однако у дошкольников еще отсутствуют субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано отношение к детскому коллективу. Многие современные дети не знают семейных традиций, не знакомы с историей Отечества, уровень представлений о своей стране, народе, обычаях, культуре недостаточный.

Поскольку ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии – членами семьи, работниками учреждений образования, культуры, которые передают ему свои знания, опыт, помогают понять и принять социально-культурные особенности своего общества, правильно организованное дошкольное образование предоставит детям возможность самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. Поэтому я стараюсь как можно раньше пробудить у дошкольников любовь к семье, родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Однажды меня заинтересовал цикл публикаций в журнале «Дошкольное образование», посвященных лэпбукам. Изучив опыт работы педагогов по использованию лэпбуков по разным темам, я приняла решение о внедрении данной формы работы по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям.

Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку с мини-книжками (раскладушками, гармошками, кармашками (простыми и фигурными, дверками, окошками, подвижными деталями, в которых содержится материал на одну тему. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Также это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и может разрабатываться специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Кроме того, широко используются и «коллективные» тематические папки, изготавливаемые воспитателями. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука.

Поскольку лэпбук выступает, в основном, итоговым результатом совместной работы с детьми по той или иной теме, его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

В чем же ценность и актуальность использования лэпбука как формы совместной деятельности взрослого и детей?

Во-первых, с его помощью можно решать разнообразные образовательные задачи, в том числе и задачи по приобщению детей к социокультурным ценностям

Данная форма способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

При создании лэпбука ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в ходе самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме, что в дальнейшем, поможет ему при подготовке к написанию рефератов и курсовых.

Создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса.

Лэпбук приобщает детей и родителей к совместному творчеству, при этом решается проблема по вовлечению последних в образовательное пространство ДОУ.

Цель моей работы приобщение дошкольников к социокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства средствами технологии лэпбук.

Задачи:

1. Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.

2. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

3. Воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, фольклором, национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

4. Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

5. Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.

6. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса

7. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

8. Приобщить детей и родителей к совместному творчеству.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает мне возможность выстроить совместную деятельность с воспитанниками по приобщению к социокультурным ценностям на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Работа над изготовлением тематической папки длился, как правило, на протяжении 1-2 недель, пока прорабатывается тема недели. В лэпбук входят разнообразные игры, загадки, задания, аппликация, самодельные пазлы, книжки-самоделки и многое другое.

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий и состоит из нескольких этапов.

1. Определиться с темой будущего лэпбука.

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. При её выборе можно опираться на тематические недели, которые прописаны в комплексно-тематическом плане дошкольного учреждения, а также на интересы и предпочтения детей. Практически в любом детском саду проходят такие тематические недели, как «Я и моя семья», «Люди вокруг нас», «Я – гражданин», «Мы такие разные», «Мой город», «Моя страна», «День защитника Отечества», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Байкал – жемчужина Сибири», «Все работы хороши» и др., в рамках которых решаются задачи по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям. Одним из первых лэпбуков по данному направлению стал лэпбук «Моя малая Родина город Братск». Поскольку на тот период мои воспитанники посещали среднюю группу, выбор темы и содержания папки я оставила за собой. Впоследствии мною совместно с воспитанниками и их родителями были изготовлены такие лэпбуки, как «Матрешки», «Дымковская игрушка», «Масленица», «Наша Родина – Россия», «Байкал – жемчужина Сибири», «Моя семья», «Слава армии родной!» и др.

2. Распланировать, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать тематическая папка – составить план.

Лэпбук это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему, а для этого нужен план того, что планируется в этой папке рассказать. Дети старшего дошкольного возраста, знакомые с данной технологией, содержание папки могут выбирать самостоятельно.

Вот так, например, выглядит содержание нашего лэпбука по теме «Матрёшки» :

• Лото «Матрешки»

• Книжка – раскладушка «Стихотворения, загадки про матрешку»

• Игра «Найди пару»

• Книжка – гармошка «Сосчитай матрешек»

• Кармашек «Найди пару»

• Конвертик с пазлами «Собери матрешку»

• Раскраски «Виды матрешек»

• Конвертик с элементами росписи матрешек

Элементы городецкой росписи Элементы полхов-майданской росписи

3. Создать основу тематической папки, выбрав один из трё х вариантов: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.

4. Нарисовать макет лэпбука на листе бумаги.

5. Продумать, какой вид будут иметь кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.

6. Изготовить кармашки, используя шаблоны и собственную фантазию.

7. Разместить на основу кармашки в соответствии с макетом.

Наш лэпбук «Моя малая Родина город Братск» выглядит следующим образом. На первой страничке я разместила фотография мэра Сергея Серебренникова и символика города: герб, флаг, гимн. Для лучшего запоминания герба и флага города я изготовила игру «Разрезные картинки».

Есть кармашек с игрой «Лента времени». Суть игры: в хронологическом порядке восстановить историю возникновения города. Следующая страничка – это «Путешествие по городу». В конвертик вложены небольшие фото культурных, социальных объектов города и цветные прямоугольники с названием темы: «образование» – желтый прямоугольник, «магазины, учреждения» сиреневый, «спорт» синий, «заводы» серый, культура «красный» прямоугольник. Смысл задания: разложить фото по группам и найти здание, которое относится к теме.

Размещается здесь и конверт с картинками профессий, которые распространены в нашем городе: учитель, воспитатель, продавец, кассир, водитель, парикмахер, аптекарь и др. На одной из страничек – книжка-гармошка со стихами братских поэтов и кармашек с их фотографиями, конвертик с раскрасками к этим стихотворениям.

В кармашке «История и современность» представлены фото культурных объектов прошлого века и настоящего времени. Отдельный кармашек «Улицы нашего города», с кратким описанием происхождения названия данных улиц. Просматривая данный лэпбук, дети могут составить мини-рассказы о городе, найти загаданное место города по описанию, окунуться в историю Братска, вспомнить профессии людей, которые трудятся в нашем городе и пр.

Как уже говорилось выше, лэпбук решает ещё одну важную проблему вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ. Для родителей воспитанников были проведены консультации, семинары-практикумы, мастер-классы по изготовлению и практическому применению лэпбуков социокультурной направленности в совместной деятельности с детьми.

В течение учебного года родители вместе со своими детьми занимаются не только изготовлением лэпбуков, но и обеспечивают следующую поддержку:

техническую (фото, видео)

информационную (сбор информации для лэпбука)

мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Кроме того, поддерживая давнюю традицию – «Гость группы», родители приходят в группу, чтобы вместе с детьми изучить содержание тематических папок, поиграть в интересные игры, повторить пройденный материал.

Совместное с ребенком изготовление тематических лэпбуков сближает членов семьи, увлеченных одним общим делом, способствует активному участию родителей в жизни группы, повышению их педагогической компетентности в вопросах приобщения дошкольников к социокультурным нормам и ценностям, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Наблюдение за воспитанниками показало, что в результате применения технологии «лэпбук» дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Дети стали проявлять большой интерес к истории своей семьи, прошлому и настоящему родного города, истории своей страны, культуре и традициям русского народа. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Использование данной формы работы не требует больших материальных затрат, специального обучения и курсовой подготовки педагогов. Эта форма совместной деятельности взрослого с детьми может использоваться воспитателями всех видов дошкольных учреждений независимо от реализуемых программ и контингента воспитанников, доступна для родителей и способна решить одну из важнейших задач дошкольного образования – приобщение дошкольников к социокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства.

В перспективе я планирую продолжить работу по созданию банка макетов лэпбуков по всем тематическим неделям в соответствии с основной образовательной программой ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности воспитанников по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям «Экскурсия в медицинский кабинет» Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям "Экскурсия в медицинский кабинет" для детей второй младшей группы Образовательная.

Конспект совместной деятельности взрослого и детей «В гостях у сказки» Открытый показ совместной деятельности взрослого и детей с элементами театрализации. Тема: "В гостях у сказки" для детей пятого года жизни.

Сценарий совместной деятельности детей и взрослого «Крымский флаг»Сценарий совместной деятельности детей и взрослого «Крымский флаг» Описание: Данная работа может быть использована воспитателями для проведения совместной деятельности детей, посвященной Дню Крыма. Возрастная.

Лэпбук-новая форма организации образовательной деятельностиЛэпбук-новая форма организации образовательной деятельности «Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности» Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного.

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» Введение Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться,.

Мастер-класс для родителей «Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Лэпбук - как форма совместной деятельности взрослого и детей1СЛАЙД «Какие вы родители? Если вы родители - ласкатели, хвалители Если вы родители.

Мастер класс «Лэпбук-как форма совместной деятельности взрослого и детей»Мастер класс «Лэпбук-как форма совместной деятельности взрослого и детей» Мастер класс на тему:"Волшебный мир бабочки" Для чего нужны лэпбуки? - помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. - служат способом.

Непосредственно образовательная деятельность по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной к школе группе Непосредственно образовательная деятельность по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной к школе группе. Образовательная.

НОД в подготовительной группе (приобщение к социокультурным ценностям) «Дети и ВОВ 1941–1945» с использованием ИКТ НОД в подготовительной группе Тема: «Дети и Великая Отечественная война 1941-1945» Слайд 1 Каждый год в мае мы отмечает самый светлый для.

Особенности организации образовательного пространства в процессе приобщения детей к социокультурным ценностям Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Большое значение для познавательного, социально-личностного и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям
Опубликовано: 23 июля 2016 в 15:26
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД