Людмила Лоскутникова
Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Представляю вашему вниманию ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Детский сад п. Молодёжный» Лоскутниковой Л. П.
2 слайд. Тема: ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Публикация «Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
3 слайд. Основной целью моей работы является сформировать у воспитанников представления о доме, родителях, месте, где он родился, обо всем, что его окружает и что именуется малой родиной.
4 слайд. Лоскутникова Людмила Павловна. Воспитатель подготовительной к школе группы. Образование высшее, окончила в 2012г. ФБГОУ ВПО «Восточно - Сибирская академия образования». Специальность «Педагогика и методика дошкольного образования», специализация Практическая психология. Педагогический стаж работы – 22года. Первая квалификационная категория 2013г.
5 слайд. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
6 слайд. Современная социокультурная ситуация в стране, новые идеологические установки требуют переосмысления цели воспитания и обучения. Цель должна быть реальной, четкой и гибкой, учитывать интересы не только общества в целом, но и каждого отдельного ребенка, отдельных социальных групп и слоев населения, а также реальных возможностей реализации цели. Моя работа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
В основу педагогического опыта положены следующие принципы:
• принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родная страна;
• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
• принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.
• принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится наше дошкольное учреждение.
7 слайд. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
8 слайд. Новизна:
• ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКОГО ФОЛЬКЛОРА
• ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
9 слайд. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического воспитания :
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к дому, семье, детскому саду;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
10 слайд. В основе работы по проблеме патриотического воспитания лежит программа «От рождения до школы» (под ред. Веракса). А так же использую технологии программ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева; Л. А Мишарина, В. А. Горбунова «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья».
Для обеспечения комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, в своей работе использую технологию личностно - ориентированное взаимодействие с детьми. (Игры, упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность, этюды и т. д.)
Также использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, артикуляционная гимнастика, сказкотерапия. Для оценки состояния образовательного процесса и детского развития использую управленческую технологию – мониторинг.
Использую социоигровые технологии, для коррекции импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения, формирования коммуникативного взаимодействия. (Работа в группах, парами, беседы, дискуссии).
11 слайд. Успешно решать поставленные задачи, нам помогают такие виды искусства, как изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, музыка, художественное слово. Они помогают в самом главном – найти дорогу к своему «я» понять близких, увидеть и принять окружающий мир.
12слайд. Свою работу провожу по четырем направлениям:
Социально-личностное
Физическое развитие
Познавательно - речевое
Художественно - эстетическое
Система работы с детьми:
13слайд. Создание предметно - развивающей среды (зоны гражданско-патриотического воспитания, элементы народного быта, мини-музеи и т. д.);
14слайд. Соблюдение традиций: на День Победы поздравлять ветеранов, возлагать цветы к вечному огню;
15слайд. Музыкально-театрализованная деятельность (литературно - музыкальные композиции, концерты, праздники и развлечения, слушание гимна, народной музыки и т. д.);
16слайд. Чтение художественной литературы (рассказы, стихи, Сибирский фольклор, выставки в книжном уголке);
17слайд. Совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Папа – лучший друг», «Мы – славяне», акции по благоустройству территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц, конкурсы, изготовление стенгазет для мам и пап);
18 слайд. Создание системы патриотической работы (разработки НОД, развлечений, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).
19слайд. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (подарки на праздники родным, педагогам, рисунки, поделки о природе, тематические выставки);
20 слайд. Имею стабильные результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Анализ мониторинга за период с 2010 по 2012г. позволяет отслеживать положительную динамику интегративного качества – представление о родном крае по образовательной области «Познание», виду образовательной деятельности «Формирование целостной картины мира».
21 слайд. Высокий уровень интегративного качества повысился с 24% до 40%, средний уровень интегративного качества у детей – с 32% возрос до 50%, низкий уровень интегративного качества – с 44% понизился до 10%, что позволяет сделать вывод, что работа ведётся эффективно.
22слайд. Дети имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России.
o дети знакомы с образцами русских народных промыслов
o ориентируются по карте, глобусу
• детский словарь обогащен народными мудростями (пословицами и поговорками, которым они дают свои понятия)
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию планирую и далее продолжить как с детьми, так и с родителями: буду расширять знания детей об обычаях, традициях и праздниках коренных жителей Сибири (бурят, эвенков, тофаларов, формировать у дошкольников чувство любви к Родине.
23 слайд. Реализация данного педагогического опыта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
24 слайд. Спасибо за внимание!