Людмила Лоскутникова
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Детский сад п. Молодежный»
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПУ»
Подготовила:
Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы» размещена в разделах
Лоскутникова Л. П.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.
Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов). Сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщение дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже много лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, так же используем технологии программ С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
• развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
• воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
• формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
На территории и за территорией дошкольного образовательного учреждения создана учебная экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Нами детально обследована территория ДОУ и выделены наиболее интересные объекты, составлена карта – схема тропинки с нанесением всех объектов, оформлен паспорт тропы.
Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Формы и методы работы на экологической тропинке :
• экологические беседы;
• экологические экскурсии;
• уроки доброты;
• уроки мышления;
• экологические кружки;
• экологические конкурсы;
• КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
• экологические акции;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• зелёный патруль;
• клуб исследователей природы;
• лаборатория юного эколога;
• составление экологических карт;
• ведение «Панорамы добрых дел»;
• ведение фенологических календарей природы;
• коллекционирование;
• экологические выставки и экспозиции;
• экологические музеи;
• день (неделя) экологического творчества;
• экологические праздники и фестивали;
• экологические игры : (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. Д.);
• экологические сказки;
• экологические тренинги;
• инсценировки, театрализации и т. Д.
Результаты работы таковы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Молодежный» не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников.