Папки-передвижки

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы

Людмила Лоскутникова
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Детский сад п. Молодежный»

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПУ»

Подготовила:

Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы» размещена в разделах

Лоскутникова Л. П.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.

Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов). Сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщение дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже много лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, так же используем технологии программ С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

• развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

• воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

На территории и за территорией дошкольного образовательного учреждения создана учебная экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Нами детально обследована территория ДОУ и выделены наиболее интересные объекты, составлена карта – схема тропинки с нанесением всех объектов, оформлен паспорт тропы.

Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Формы и методы работы на экологической тропинке :

экологические беседы;

экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

экологические кружки;

экологические конкурсы;

• КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

экологические акции;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• зелёный патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт;

• ведение «Панорамы добрых дел»;

• ведение фенологических календарей природы;

• коллекционирование;

экологические выставки и экспозиции;

экологические музеи;

• день (неделя) экологического творчества;

экологические праздники и фестивали;

экологические игры : (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. Д.);

экологические сказки;

экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации и т. Д.

Результаты работы таковы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Молодежный» не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников.

Публикации по теме:

Моё портфолиоМоё портфолио Леонтьева Елена Владимировна. место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лаишевский детский сад "Радуга".

Мое участие в муниципальном фестивале-конкурсе художественного творчества педагогических работников «Звездный дождь»Мое участие в муниципальном фестивале-конкурсе художественного творчества педагогических работников «Звездный дождь» 19 сентября 2014 года на базе МБОУ «СОШ №1» города Энгельса состоялся гала-концерт II муниципального фестиваля-конкурса художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием экологической тропы
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 18:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД