Лыжные прогулки — залог здоровья детей

Людмила Тарасова
Лыжные прогулки — залог здоровья детей

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья своевременна и достаточно сложна. Начало этого процесса приходится на дошкольный возраст. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных образовательных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, гармоничное всестороннее физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов. На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. При передвижении на лыжах в достаточно энергичную и продолжительную работу включаются все крупные мышцы. Благодаря этому, происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.

Известный русский педиатр, гигиенист В. В. Гориневский отмечал, что в России издавна стар и млад пользовались лыжами для развлечения и отдыха. В. В. Гориневский считал, что ходьба на лыжах вполне доступна детям дошкольного возраста, и указывал, что лыжи — прекрасное средство всестороннего физического развития ребенка

Уже в начале нашего столетия передовые педагоги все больше и больше уделили внимания лыжному спорту детей.

Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц, средством закаливания.

На необходимость обучения детей ходьбе на лыжах обращали внимание врачи и педагоги Е. А. Аркин, А. А. Невский, X. Л. Виленкина и многие другие. Первую попытку научно обосновать целесообразность обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах и уточнить методику обучения предприняла М. М Конторович.

Существенный вклад в методику обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах внесла Н. Г. Кожевникова, которая предложила программу и разработала планы обучения.

Т. И. Осокина в своей работе «Лыжи и коньки — детям» раскрывает основы обучения детей ходьбе на лыжах.

На разработку теоретических вопросов формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах у дошкольников оказали большое влияние исследования С. К. Фомина и В. В. Осинцева, которые изучали особенности становления этих навыков у детей

Развитие методики обучения ходьбе на лыжах базировалось на прекрасном опыте таких педагогов, как А. В. Аверчук, А. А. Бережнова, Н. И. Зуева, Н. Н. Кильпио, К. М. Лобанова, В. Л. Михневич, З. М. Штокаленко, В. А. Фомина и других.

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности. Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм.

Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины.

Лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т. п.

Ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Умелая организация и последовательность проведения процесса обучения ходьбы на лыжах помогает ребенку сравнительно легко овладеть этим видом физических упражнений, обеспечивает необходимую психологическую подготовку ребенка к преодолению возникающих затруднений. Самообслуживание, взаимопомощь, соблюдение дисциплины в процессе обучения — вот те качества, которые способствуют воспитанию прочных умений и навыков ходьбы на лыжах. Большую роль в овладении двигательным навыком передвижения на лыжах играет эмоциональное состояние ребенка. Эмоции оказывают положительное влияние на все его поведение. Сам процесс физических упражнений, проходящих в природных условиях, доставляет ребенку наслаждение. Каждая лыжная прогулка является источником радости.

При обучении детей ходьбе на лыжах необходимо учитывать эмоции ребенка. Нередко ходьба на лыжах вызывает у детей страх, неуверенность в себе. Это чувство необходимо преодолевать с самых первых шагов ребенка на лыжах.

В нашем детском саду проводится большая, предварительная работа, прежде чем ребенок встанет на лыжи. Начиная с младшего возраста, дети получают информацию в виде рассказов, бесед, чтение детской литературы, просмотра детских фильмов по теме основ здорового образа жизни, в том числе о пользе лыж. Чтобы подготовить материал интересный, доступный для детского понимания, воспитатели групп совместно со старшим воспитателем и инструктором по физическому воспитанию проводят много времени в консультациях, знакомятся с новинками литературы, беседуют, обмениваются опытом друг с другом. Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах: нельзя ложиться на снег даже при сильной усталости; запрещено использовать снег для утоления жажды; недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко. Для предохранения детей от простудных заболеваний медицинская сестра внимательно следит за температурным режимом каждый день.

Начинаем знакомить детей с лыжами как видом спорта со средней группы. Используем индивидуальный подход к ребенку, который помогает заинтересовать каждого. Прежде всего, учу детей исходному положению (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены, взгляд обращен вперед.

В дальнейшем дети учатся передвигаться на лыжах скользящим шагом, осваивают повороты на месте и в движении, торможение, а также спуск с горки.

В старшей группе ребята уже могут сказать, почему «Лыжи – наши друзья».

Практически все старшие дети самостоятельно надевают и снимают лыжи. Для упрощения этого процесса в детском саду используют деревянные лыжи с мягким креплением. Дети подготовительной к школе группы не только самостоятельно надевают и снимают лыжи, но и сами выносят и заносят лыжи в детский сад.

В нашем детском саду обучение детей ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода.

Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, т. е., те месяцы, когда снежный покров отсутствует. На прогулке с детьми проводим игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. В непрерывной образовательной деятельности особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы. Очень важна тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в занятия включаются повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по бревну, бег с высоким подниманием ног, упражнения со скакалкой. Для закрепления навыков передвижения на лыжах проводятся подвижные игры.

Отношение родителей воспитанников к лыжным прогулкам в детском саду неоднозначное: от молчаливого согласия до активного участия. Однако мы стараемся вовлечение родителей в беседы, проведение консультаций, мастер – классов, чтение лекций, к участию родителей детей в спортивных праздниках. Всё это способствует более полному вовлечению родителей воспитанников в такую интересную и здоровую жизнь нашего детского сада.

Проведение лыжного пробега в игровой форме в начале или в конце утренней прогулки с учетом температурных условий, активная позиция родителей детей - залог положительного эмоционального отклика ребенка.

Публикации по теме:

Презентация «Дорожка здоровья — залог здоровья» Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное.

Развлечение «Залог здоровья-чистота» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.

Лэпбук «Здоровые зубы — залог здоровья»Лэпбук «Здоровые зубы — залог здоровья» Лепбук " ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ- ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ"Цель:убедить детей в необходимости беречь зубы. Задачи:углубить знания воспитанников о строении зуба.

Занятие по укрепление здоровья учащихся «Лыжные эстафеты» Тема. Лыжные эстафеты Цель: укреплять здоровье учащихся. Задачи: развивать быстроту, ловкость, точность движений; воспитывать желание заниматься.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Лыжные прогулки — залог здоровья детей
Опубликовано: 17 августа 2018 в 15:00
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Исконные символы России».
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России". Воспитатель : Крупская Елена Владимировна Описание: Беседа с детьми...
Фотоотчет. Знакомство со значимыми объектами нашего села. Полиция. Реализация проекта...
Во всем должен быть порядок. Порядок должен соблюдаться и дома и на улице. Дома для наведения порядка достаточно убраться. А на улице помимо дворников за...
«Россия-столица России, мой родной город Ставрополь»
Тема недели: «Россия-столица России, мой родной город Ставрополь» Конспект занятия по фэмп на тему: «Счет предметов. Ориентировка в пространстве. » Цели:...
Дыхательная гимнастика
Конспект логопедического занятия. Тема: «Как я дышу». Цель: Знакомство с органами дыхания. Задачи: -учить ребенка правильно выполнять дыхательную...
Фотоотчет об оформлении группы
Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги! Сегодня хочу поделиться с вами тем как мы оформили группу к новому учебному году. Оформление группы в детском...