МААМ-картинки

Консультация для воспитателей и родителей «Маленькому читателю о природе»

Наталья Планина
Консультация для воспитателей и родителей «Маленькому читателю о природе»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей и родителей

Маленькому читателю о природе (в рамках Года литературы в России)

Воспитатель Планина Наталья Васильевна

Каким придёт во взрослую жизнь наш малыш? Сможет остро ощущать чужую боль, переживать изумление и восторг перед чудесами природы, или станет чёрствым, отстранённым от прекрасного, живого. Сможет ли такой человек решать трагические противоречия между цивилизацией и природой, сможет ли быть по-настоящему нравственным, порядочным и по отношению к людям?

Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Маленькому читателю о природе“» размещена в разделах

Если мы научим детей слушать и любить художественную литературу о природе, если через художественное слово научим беречь природу, то через полтора-два десятилетия подрастёт поколение, достойное нового века, тысячелетия.

Литература обладает громадной силой воздействия на души людские. Без её воздействия нам трудно воспитать ребёнка. Литература должна идти рука об руку с впечатлениями детей, а иногда и убегать вперёд, приоткрывая ещё неведомое, увлекая за собой. Прежде всего это поэзия. Весёлые и мелодичные стихи А. Барто, А. Прокофьева, Н. Квитко, проникнутые нежностью строки Е. Благининой, Э. Мошковской, жизнерадостные и подлинно экологичные- Ю. Мориц, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака. Их читают уже четвёртому поколению малышей.

Вы отправились на прогулку после короткого июльского дождя. На асфальте, в лужах – дождевые червяки. «Ой, кто это?» Малыш удивлён и слегка робеет, а мама или педагог дают возможность самостоятельно рассмотреть эту печальную картину. Взрослый объясняет ребё нку: «Это дождевые червяки в беду попали. Вода кругом.»

Сегодня всюду ручейки,

И горько плачут червяки:

«Вода все норки залила

И выгнала наружу,

А наверху- ну и дела!-

Кругом асфальт и лужи!»

Взрослый ласково приговаривает: «Я возьму и посажу тебя на травку. Там водичка ушла, не бойся… Ты выроешь новую норку, ещё лучше…» Дети тут же последуют вашему примеру. Пусть не смущает вас эта рекомендация. Руки можно помыть.

Взрослый выставляет на бортик песочницы или прямо в тазик небольшую куклу и обращается к детям: «Наша шалунья Катя идёт гулять. Дождик, дождик пошёл! (Поливает песочницу из маленькой лейки с ситечком- ребята в восторге) Хорошо, Катя идёт гулять в косыночке и в сапожках, не боится дождика. Катя шалит, прыгает через лужицы! Ах, кто это в песке? Он вылезает, выползает…» Дети –трё хлетки радостно кричат: «Дождевой червяк! (Червяка изображают шнурок или веточка)». Катя говорит: «Бедный червяк!» (Кукла с помощью взрослого кладёт червяка на бортик песочницы или около тазика- пускает на травку). Теперь не утонет! Взрослый ласково к ней обращается: «Садись, Катя, на скамеечку, я про тебя и про червяка стишок расскажу» :

Кто сказал, что мы такие

Дождевые, дождевые?

А вода для нас- беда!

Обижает нас вода.

Норки заливает, лужи наливает,

Нас- несчастных червяков-

На асфальт бросает…

Катя вздохнула: бедный червяк!

Тебе на дороге- где топают ноги-

Нельзя оставаться никак.

Взяла- и пустила на травку.

Спасибо, добрая Катя!

Прочитайте ребёнку «Кисоньку» Н. Квитко- сколько любви к маленькому существу в этом стихотворении! А кто это расположился на лужайке и слушает маленького музыканта в «Скрипочке»? Сколько симпатии к медведю, который наконец-то смог спать: «Кончились тревоги, спит в своей берлоге…» Целая драма о жуке, унесённом бурей и спасённом мальчиком… Не считайте эти стихи из старых сборников архаичными и устаревшими: на подлинную литературу не распространяются такие понятия- спрашивайте книги Н. Квитко в библиотеке.

Стихи А. Прокофьева («Про Галю- Галинку», «Хороши малыши») украшают большинство детских хрестоматий. Вы проникнитесь музыкой любви к родной природе. Стихи просты и доступны маленькому ребёнку. Вот стихи из цикла «Про Галю- Галинку» :

Ах, солнышко- колоколнышко!

Звонко иволга поёт, чистит горлышко.

Встала Галя поутру, завела свою игру.

Видит иволгу на ветке, видит солнышко в бору.

Ярко солнышко горит, спать Галинке не велит!

Сколько света, радости жизни! Если в стихах незнакомые слова, объясняйте их: или заранее с опорой на иллюстрацию, или после, но никогда не разрывайте волшебную ткань стихотворения для того, чтобы пояснить незнакомое слово- это разрушает его музыку, целостность восприятия.

Читайте малышу классиков. Симпатия, сострадание к животным, понимание их жизни проглядывает в лучших стихах В. Брюсова, А. Блока. «Зайчик» А. Блока несё т такое живое сочувствие трудностям и печалям зверька поздней осенью:

Маленькому зайчику на лесной тропинке

Прежде глазки тешили белые цветочки.

Осенью заплакали тонкие былинки,

Лапки наступают на жёлтые листочки…

Ребёнку доставит много удовольствия и принесёт чудесные уроки нравственного отношения к живому ещё одна необычная книга лирики. Это сборник индийских поэтов «Принцесса учит уроки» (в переводе И. Токмаковой, среди них выделялись добрые и мудрые стихи автора по имени Аша Деви. Мы приводим с небольшими сокращениями текст стихотворения «Обезьянка». За его внешней экзотичностью- нравственная проблема, которую решает маленький герой.

Я поймал тебя, обезьянка,

Будешь у меня жить.

Буду я спозаранку

Вкусно тебя кормить!

Что ж ты грустишь, обезьянка.

Что ж ты не ешь и не пьёшь?

Ты ведь - не иностранка,

Ты ведь меня поймёшь.

Я отгадал, обезьянка,

Ты отчего грустишь,

Что на лесной полянке

Ждёт тебя твой малыш.

Что ж, убегай, обезьянка,

К сыну беги и не плачь…

Я сам доем это манго

И один поиграю в мяч.

Малышу эти стихи будут понятны, если вы сначала рассмотрите картинки, поясните незнакомые слова и место действия.

Включайте в чтение фольклор. Его изумительно красивая, отточенная до изящества фраза, богатый язык, постоянное обращение к миру природы создали необычайно красивый, фантастичный мир. Этот безбрежный мир устного народного творчества воссоздан и прекрасно иллюстрирован (вспомните чудесные картинки Ю. Васнецова). Читайте малышам потешки, считалочки, небылицы, пойте колыбельные песни («Белка на тележке», «Ворон на дубу», «Сорока-белобока», «Заинька белобокий»).

Наши лучшие детские авторы донесли до нас очарование и фольклора зарубежного- английские, французские народные песенки в переводах С. Я. Маршака, К. И. Чуковского. Если вы читали малышу «Французские народные песенки», то ребёнок полюбил и утят, и зайчишку, пробегавшего мимо с одеялами, Сьюзон с мотыльком. Больше всего любят дети «Беленького котёнка».

Беленький котёнок к мамочке идёт,

Чай из магазина в сумочке несёт.

Пахнет чай гвоздикой, розой пахнет чай…

Вот он- чай душистый, мама, получай!

Есть только одно «но»… Внимание! Избегайте текстов, где налицо резкий антагонизм человека и животного или обитают звери плохие и хорошие. Фольклор отразил в капельке воды сложные и противоречивые отношения человека и мира животных. Это относится к устному творчеству всех народов. Не используйте присказки типа «У собачки заболи, у кошки заболи, у деточки – заживи…», пришедшие из древних заговоров. Если вы читаете сказку, где всё же есть хорошие и плохие- поясните ребёнку, что это только в сказке. Настоящие звери хорошие все. «Серенький козлик» демонстрирует жестокость законов природы и может оттолкнуть ребёнка, поэтому его не стоит предлагать крохе, несмотря на авторитет и стаж этого стихотворения в детской литературе.

Есть произведения, отражающие устаревшие представления о взаимоотношениях человека и животных. Не вина наших лучших детских авторов, чьи имена украшают хрестоматии, что они люди своего времени. Книги, отразившие насилие по отношению к животному (убийство, охота, должны быть отложены в сторону. Это строгий критерий, по нему и «Лисичкин хлеб» Пришвина уже воспринимается по-другому. Вспомните: ребёнку демонстрируются кровавые охотничьи трофеи! Читая «Про Томку» Чарушина с его же милыми «пушистыми» иллюстрациями, убирайте упоминания об охоте.

В детстве вам, вероятно, читали стихи С. Михалкова. В магазине мальчик Андрюшка выбирает среди игрушек-зверюшек…ружьё. «Он выбрал ружьё, сказал продавец: «Ты будешь охотником, ты- молодец!» В контексте нашего подхода «благоговения перед жизнью» настораживающе звучат эти складные строки… Если вы включаете в чтение ребёнка книги о зверинце, подчёркивайте, что зверятам лучше жить в природе. Биологическая этика осуждает зоопарк как заточение. Добрый и мудрый С. Я. Маршак интуитивно выразил нотки протеста – вот щемящие душу интонации в любимой всеми книге «Детки в клетке» : «За что сижу я в клетке- и сам не знаю, детки…»- произносит эскимосская собака. Спросите у ребёнка, где лучше медвежатам- в берлоге с мамой-медведицей или в зоопарка; хорошо ли в жаркий день белым мишкам с далёкого Севера, где холодно…

Детская проза для самых маленьких- благодатный материал для воспитания. Читайте малышам книги Е. Чарушина, рассматривайте его славных зверей. Эту технику изображения не спутаешь ни с одной- каждую шерстинку видно, и глазки блестят, как живые. Крохотные запоминающиеся рассказы про Тюпу («Почему Тюпа не ловит птиц», «Тюпа и Непунька», «Почему Тюпу прозвали Тюпой») проникнуты юмором и огромной любовью. Читая о медвежатах, обязательно подчеркните, что им лучше в лесу, чем в клетке.

Читая Н. Сладкова- весёлые лаконичные были- сказки о животных в виде то диалога с ними, то подслушанного звериного разговора… в них нет плохих и хороших. Это увлекательная, стремительно меняющаяся панорама жизни природы в разных краях, в разные времена года, в голосах её обитателей.

Читайте, а ещё лучше пересказывайте малышу и рассматривайте с ним иллюстрированные взрослые издания о животных (избегайте только натуралистических жестоких сцен). Эти книги интересны тем, что несут красоту далёкого мира, возбуждают неуёмную любознательность.

Публикации по теме:

Планирование работы с родителями Сентябрь Родительское собрание «Художественное творчество, рисование с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию.

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экологическое воспитание» Ст. воспитатель: Бочанская Наталья Васильевна. Воспитатели: Цунаева Светлана Вячеславна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Маленькому читателю о природе»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 08:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей и родителей «Маленькому читателю о природе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Планина (УИ 290997) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД